Нищета это не только социальный феномен, но и особый способ физиологического и психологического существования. У нищих свои особые гигиенические стандарты, нравственные ориентиры, моральные принципы. И не надо говорить, что у них их нет. Есть! И очень четко регламентированные.
Нищенство поддерживалось христианством. Особенно восточным. Подавать милостыню, смотреть на нищего не брезгливо, а как на равного – все это закрепляло позицию нищенства как вполне законного социального явления.
Наивно полагать, что в основе нищеты лежат исключительно материальные причины. Да, психологические последствия экономических преобразований тяжелы, они создают психологический фон, на котором развиваются как масштабные события, так и индивидуальный жизненный путь. Но нельзя не учитывать и медицинские факторы. Сложно воссоздать психические состояния людей – нищих далекого прошлого, но наблюдения за современными нищими позволяют предположить, как минимум, искажение их мотивационной сферы.
Если мы думаем, что нищий живет с чувством постоянного неудовлетворения, то мы ошибаемся. Его индивидуальные потребности вполне удовлетворены. Просто они таковы, что удовлетворить их можно, ведя нищенский образ жизни.
На вопрос «боитесь ли Вы обеднеть, стать нищим» подавляющее большинство людей дают утвердительный ответ. Когда этот страх приобретает чрезвычайно выраженный и даже патологический характер, его называют пениафобией. Причем болезненная боязнь разорения, обнищания свойственна людям независимо от уровня их материального благосостояния. А почему люди так бояться нищеты? Ведь мы практически ежедневно видим загорелых нищих, которые смеются и беззаботно лежат на лавочках? Ответ прост: человек боится, что он не сможет удовлетворять свои потребности! Вот где корень проблемы – в потребностях. Как я буду жить в подвале? Где я буду принимать ванну? У меня не будет компьютера?? В таком виде меня не пустят в библиотеку!!!
Смотрите, как комфортно расположились товарищи в уютном городском сквере! Эту картину я вижу очень часто: компания нищенствующих отдыхает на скамейках, а Николай Григорьевич Чернышевский, единственный из всех присутствующих, задается вопросом «Что делать?».
Разумеется, и у нищенствующих имеется иерархия потребностей. Возможно, в этой иерархии физиологические потребности занимают высшие позиции. Быть нищим это не значит жить на доходы ниже прожиточного минимума, но это значит иметь особую систему ценностей и приоритетов, позволяющую быть удовлетворенным в условиях, в которых большинство из нас не смогло бы находиться и трех дней.
Конечно, я против нищенствования как социального явления. И, на мой взгляд, нищих быть не должно. Ответственность за безответственных должно нести общество, подобно тому, как общество отвечает за недееспособных лиц. И поощрять попрошайничество, я думаю, неправильно.
Кстати, в Англии вышел Закон, предусматривающий тюремное заключение за подачу милостыни. Да! А вы не знали? Да вы что? Это было еще в 1349 году!