Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Category:

Мы не рабы, рабы не мы

В системе социальных отношений эксплуатация является одной из распространенных форм. Она называется – рабство. В качестве эксплуататора может выступать и частное лицо, и государство. Практически все народы на этапе разложения родового строя прошли через патриархальное рабство. Такое рабство было сугубо домашним – как по форме (раб трудился на благо семьи-владелицы), так и по типу взаимоотношений (не безжалостным, а умеренным, с элементами родственных отношений). Исчезло ли патриархальное рабство сейчас? Это вопрос…


Развитие хозяйств и производства привело к классическому рабству, при котором раб больше не являлся фактически членом семьи, а эксплуатировался широко и жестко.

Превратить жителей завоеванных территорий в рабов считалось целью, оправдывающей начало военных действий.

Классическое рабство подразумевало социальное воспроизводство: дети рабов становились рабами. В античной Греции только нищие не имели рабов. Бедные – имели. Любому не совсем опустившемуся греку полагалось выходить на улицу в сопровождении раба. Те, кто не имел рабов, дохода, хозяйства и предпочитал попрошайничать, назывались параситы. Теперь понятно, откуда взялись «паразиты»!

Тогда же появились и государственные рабы – секретари, писцы, охранники, рабочие, занимающиеся мощением улиц, уборкой городских дорог, театров и проч. Рабство было чрезвычайно распространенным: рабов было больше, чем гражданского населения.

Конечно, рабы мало интересовали государство, когда они переставали быть трудоспособными. В детстве и в старости они были предоставлены сами себе и ощущали себя ненужной обузой.

Внутренний мир и видимое поведение рабов формировалось под влиянием его социального положения. Удовольствия добывались хитростью, воровством, ложью и подлостью. Унижаться, когда существует угроза наказания, и быть дерзким в ситуации безнаказанности – вот характерное поведение раба.

Кстати, рабам, в отличие от приличных граждан, позволялось напиваться, чтобы являть собой отрицательный пример.

Далеко ли мы ушли от античного мира? Надеюсь, что да…

Tags: заметки, история
Subscribe

Posts from This Journal “заметки” Tag

  • Ни ответа, ни привета

    Наш профком всерьез задумался о новогоднем празднике (в просторечье – корпоративе). Пока мы с коллегами из детских отделений придумываем сценарий…

  • Наклонись - и будешь счастлив

    Нет ничего проще, чем быть счастливым. Если для того, чтобы быть здоровым, образованным и щедрым нужно приложить усилия и иметь определенные задатки,…

  • Открытая планировка

    Наконец-то. Наконец-то новые соседи начали ремонт, а то у нас в подъезде целую неделю никто не ремонтировался. Квартира напротив, через лестничную…

  • Хэллоуин в собесе

    Воскресным утром, взяв чашечку кофе, я удобно расположилась у ноутбука в предвкушении свежих новостей. Вообще новости, которые выносятся в…

  • Один чудесный вечер

    Вчера меня пригласили в Кремль. Да-с, вот так! Ну, пригласили - это значит выдали приглашение. А что? Разве не пригласили? Если бы не собирались…

  • Заплати два раза и спи спокойно

    Помните, как я беспокоилась о том, что мои налоги (немалые и исправно выплачиваемые!) идут не на те цели, на которые я бы хотела их употребить? Так…

  • Схватка между городом и деревней

    А вы говорите «коммунизм не построили…». Да что там коммунизм – город с деревней помирить не смогли! А ведь хотели и планировали, и даже специальное…

  • Жителям захолустий посвящается…

    Обсуждение моего недавнего поста про ласкательно-уменьшительные суффиксы неожиданно дополнилось легкой дискуссией о том, является ли оскорбительным…

  • Вот и верь теперь газетам…

    О том, как одна газета пообещала мне золотые горы и прочие социально-ориентированные удовольствия, сопряженные со старением, я уже рассказывала.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments