Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Почему не все классики одинаково полезны?

26 июля 1925 года в газете «Комсомольская правда» была опубликована статья А.В. Луначарского, завершавшая настоятельным советом «Читайте классиков!». Этот совет превратился в универсальный лозунг, относящийся не только к художественной литературе, но и к классическим трудам по специальности (в моем случае – психологии, психиатрии). С тех пор мы их читаем, читаем, читаем…и не всегда можем понять. Почему?


Причины трудностей понимания классических психологических и психиатрических текстов таковы:
• многие классические «труды» по существу являются публикацией незаконченных рукописей, перепечаткой рабочих писем, научных дневников, тезисов выступлений, которые в новом литературном обличии выглядят вырванными из контекста
• по сравнению с современными научными исследованиями, преимущественно носящими локальный, прикладной характер, классические исследования выглядят как очень «крупные мазки», эскизно нанесенные на полотно науки
• классики, люди образованные и культурные, молчаливо предполагают, что их читатели являются не менее культурными и эрудированными людьми, вследствие чего в своих текстах авторы активно используют терминологию, без дополнительных пояснений ссылаются на исторические и текущие события и опускают многие звенья рассуждений как избыточные
• по складу ума большинство классиков является безусловными теоретиками, охваченными научными идеями, не подтвержденными экспериментально; их гипотезы воспринимаются как умозрительные и бездоказательные, а выводы – как чрезмерно обобщенные и глобальные
• классики пишут на языке своего времени, нередко в своих трудах продолжая реальные дискуссии, ныне утратившие актуальность
• пафос и стилистика классических трудов, как правило, отражают незнакомую современному читателю атмосферу того или иного исторического периода развития науки

Относится ли все вышесказанное к художественной литературе? Или только к специальной? И стоит ли вообще читать классиков??? Как сделать так, чтобы стоящие на библиотечных полках ряды классических томов не напоминали военный парад, который только пугает противника, но не приносит никакой пользы???

Tags: психолог
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments