В своих постах я иногда пишу о работе. Конечно, темы подсказывает моя ежедневная профессиональная деятельность, но на обсуждение я выношу то, что выбивается из общего ряда.
Обсуждать поведение пациентов скучно и неправильно – их поведение определяется болезнью. Мои мысли и наблюдения касаются родителей, то есть лиц, которые приходят к нам не как нуждающиеся в психиатрической помощи, а лишь как сопровождающие тех, кто нуждается в психиатрической помощи.
Писать пост о рядовом случае смысла нет, поэтому из-под виртуального пера появляются рассказы о не вполне адекватных мамах.
Может сложиться впечатление, что таких если не большинство, то очень много.
На самом деле, это не так. Нормальных родителей больше, просто случаи агрессивного, претенциозного поведения, изобилующего необоснованными требованиями, запоминаются прочнее. В последние дни, например, не было ни одной мамы, которая душила бы ребенка своей опекой, требовала признать в нем несуществующие способности, отторгала бы свое дитя. Ни одной. Все мамы были адекватными, думающими, способными к сотрудничеству со специалистами. Из этого и следует вывод, который стал заголовком.
А как относиться к «неадекватным» родителям? Любой студент знает, что самые «проблемные» мамы – мамы ментальных инвалидов, потому что интеллектуальный дефект является наиболее стигматизирующим.
Общество очень сочувственно относится к инвалидам, имеющим сохранный интеллект, и может настороженно смотреть на умственно отсталого человека (особенно, когда он взрослеет). Из литературы известно, что примерно 70% родителей умственно отсталых детей переоценивают их интеллектуальные возможности, 25% – недооценивают и только порядка 5% оценивают возможности своих детей объективно.
По нашим наблюдениям, адекватно оценивающих все-таки больше, хотя точных подсчетов мы не вели.
В чем причины таких расхождений между реальностью и родительскими представлениями? Причины просты: механизмы психологической защиты, автоматически включающиеся при столкновении с серьезной проблемой.
Реакция матери на рождение нездорового ребенка сродни реакции на стрессовое событие. О фазах реакции горя я писала.
Те же стадии проходит мать ребенка, состояние которого включает в себя интеллектуальную недостаточность: отрицание, гнев, вина, адаптация. До адаптации доходят не все, а лишь те самые несколько процентов, которые оценивают способности своего ребенка адекватно. Значительная часть так и остается на первой стадии, продолжая отрицать очевидные факты и периодически гневаясь на всех, кто косвенно связан с их проблемой. Между тем «озлобленные» мамы это лучший вариант по сравнению с «отрицающими», поскольку они хотя бы сделали еще один шаг на пути к адаптации.
Обиженные на весь мир, они нуждаются в прощении, поэтому, перефразируя известное выражение, мне хочется призвать: не стреляйте в бедных матерей!
И еще раз самое главное: нормальных родителей больше! Во всяком случае, среди тех, кто приходит к нам.