Проблемы героев
Чем я никогда не интересовалась, так это психологической природой героизма. Как-то не задумывалась, на основе каких личностных характеристик формируется готовность рисковать своей жизнью ради жизни другого. В общих чертах, конечно, это понятно, но вот так, чтобы задуматься всерьез и детально – впервые.
Работать с мужественными людьми разного возраста мне приходилось не раз, хотя намного чаще доводилось оказывать психологическую помощь обычным людям – тем, кто при виде опасности старается спасти себя (и своих близких) и как можно быстрее покинуть очаг чрезвычайной ситуации. Работать с девочкой или мальчиком, которых планируется представить к награде, мне не приходилось.
Психически здоровые дети достаточно быстро избавляются от стрессовых переживаний. Особенно, если психологическая помощь оказывается им своевременно и профессионально. Проходит неделя-две, и они уже улыбаются, хотя и в деталях помнят все, что им пришлось пережить. Иногда у них возникают визуальные представления о том, что было, иногда накатывает грусть и страх, но постепенно дети начинают шутить, выбирать вкусную пищу, играть в игры, активно общаться. Нарушения сна проходят, а интерес к жизни возвращается.
Первым признаком выздоровления становится недовольство текущими событиями. Это значит, ребенок возвращается в сегодняшнюю жизнь, освобождаясь от психотравмирующего груза.
«Я на Вас обиделась, потому что Вы не пришли ко мне в воскресенье», - такими словами юная героиня (без всяких кавычек!) встречает психолога утром в понедельник.
Вторым признаком становится разборчивость. Не любое предложение девочка встречает пассивным согласием, она начинает открыто говорить о своих желаниях и отказываться от того, что ей стало неинтересно.
«Пойдем погуляем?» – предлагает психолог.
«А какие еще варианты? Может, лучше в психотерапии чай попьем?» - спрашивает бодрый ребенок.
И еще один признак того, что все идет как надо – желание получить награду за свой поступок.
Сколько бы не говорили о том, что надо быть скромным, я уверена, что большинство людей, совершивших героические поступки на грани своих возможностей, ждут (терпеливо или нет) заслуженного признания.
«А меня скоро наградят!» - радостно сообщает девочка.
«Это правильно. А что бы ты хотела получить, кроме награды? Мечтаешь о каком-нибудь подарке?» - уточняет психолог.
«Конечно! Я хочу щенка!»
И тут становится очевидным, что человек, рисковавший собой, приложивший огромные усилия, чтобы не сдаться, чтобы победить смерть – ребенок. Обычный ребенок. Или необычный?
Герой ждет награды. Возможно, ордена или медали. В восприятии девочки это одно и то же. И вот, узнав об этих ожиданиях, кто-то из взрослых недовольно морщит носик: фу, как нескромно!
Скромность, возможно, и украшает девочку, но вот гуманизм и готовность оказать помощь украшают ее еще больше. На мой взгляд, герои не должны оставаться в тени. Они должны получать награды, их поступки должны становиться примером, только заслуженное воздаяние надо организовывать деликатно, чтобы не повредить детскую психику. Хотя… Способность рисковать собой ради другого - это свойство зрелой личности.
А вот над тем, откуда берутся герои, мне еще предстоит подумать.
Работать с мужественными людьми разного возраста мне приходилось не раз, хотя намного чаще доводилось оказывать психологическую помощь обычным людям – тем, кто при виде опасности старается спасти себя (и своих близких) и как можно быстрее покинуть очаг чрезвычайной ситуации. Работать с девочкой или мальчиком, которых планируется представить к награде, мне не приходилось.
Психически здоровые дети достаточно быстро избавляются от стрессовых переживаний. Особенно, если психологическая помощь оказывается им своевременно и профессионально. Проходит неделя-две, и они уже улыбаются, хотя и в деталях помнят все, что им пришлось пережить. Иногда у них возникают визуальные представления о том, что было, иногда накатывает грусть и страх, но постепенно дети начинают шутить, выбирать вкусную пищу, играть в игры, активно общаться. Нарушения сна проходят, а интерес к жизни возвращается.
Первым признаком выздоровления становится недовольство текущими событиями. Это значит, ребенок возвращается в сегодняшнюю жизнь, освобождаясь от психотравмирующего груза.
«Я на Вас обиделась, потому что Вы не пришли ко мне в воскресенье», - такими словами юная героиня (без всяких кавычек!) встречает психолога утром в понедельник.
Вторым признаком становится разборчивость. Не любое предложение девочка встречает пассивным согласием, она начинает открыто говорить о своих желаниях и отказываться от того, что ей стало неинтересно.
«Пойдем погуляем?» – предлагает психолог.
«А какие еще варианты? Может, лучше в психотерапии чай попьем?» - спрашивает бодрый ребенок.
И еще один признак того, что все идет как надо – желание получить награду за свой поступок.
Сколько бы не говорили о том, что надо быть скромным, я уверена, что большинство людей, совершивших героические поступки на грани своих возможностей, ждут (терпеливо или нет) заслуженного признания.
«А меня скоро наградят!» - радостно сообщает девочка.
«Это правильно. А что бы ты хотела получить, кроме награды? Мечтаешь о каком-нибудь подарке?» - уточняет психолог.
«Конечно! Я хочу щенка!»
И тут становится очевидным, что человек, рисковавший собой, приложивший огромные усилия, чтобы не сдаться, чтобы победить смерть – ребенок. Обычный ребенок. Или необычный?
Герой ждет награды. Возможно, ордена или медали. В восприятии девочки это одно и то же. И вот, узнав об этих ожиданиях, кто-то из взрослых недовольно морщит носик: фу, как нескромно!
Скромность, возможно, и украшает девочку, но вот гуманизм и готовность оказать помощь украшают ее еще больше. На мой взгляд, герои не должны оставаться в тени. Они должны получать награды, их поступки должны становиться примером, только заслуженное воздаяние надо организовывать деликатно, чтобы не повредить детскую психику. Хотя… Способность рисковать собой ради другого - это свойство зрелой личности.
А вот над тем, откуда берутся герои, мне еще предстоит подумать.