Детям часто рассказывают притчу про мальчика, который дважды подавал ложный сигнал бедствия, крича «Волки! Волки!», в то время как никакие волки ни на кого не нападали. При реальном нападении волков (как обычно, это был третий раз) он вновь закричал «Волки! Волки!», но ему никто не поверил и не бросился на помощь (в отличие от первых двух разов). Так детям пытаются внушить, что подавать ложные тревоги не только не правильно, но и опасно. Для самих детей.
Не знаю, помогают ли такие притчи воспитанию честности или нет, но к жалобам детей взрослые, как правило, относятся с недоверием. Разумеется, оценка достоверности информации, которую сообщает ребенок (или взрослый), является непростой задачей. Пару лет назад в Санкт-Петербурге прошла Международная научная конференция, посвященная исключительно вопросам оценки достоверности и правдивости. Кстати, все выступавшие (представители разных стран) согласились с тем, что самым бесполезным и ненадежным способом установить - лжет человек или говорит правду, является так называемый «детектор лжи» (полиграф). Отделить вымысел от правды можно только в результате специально организованного экспертного исследования. Однако сегодня не об этом.
Почему взрослые не доверяют тому, о чем говорят дети? Отчасти это недоверие связано с широко распространенным суждением, согласно которому все дети склонны фантазировать, придумывать и смешить реальность и сказку. На самом деле, нормально развивающийся ребенок довольно рано (со старшего дошкольного возраста) начинает различать такие вещи как правда и вымысел.
Фантазии детей носят достаточно ограниченный по тематике характер. Ребенок может придумать, что ему купили огромную собаку, что он сам водил машину, но ему не придет в голову просто так сказать, что «дядя Саша кормил соленой писей». Потому что все фантазии ребенок черпает из реального опыта, приписывая себе то, что реально происходит, но, например, не с ним, и то, что ему очень хотелось бы, чтобы с ним происходило. Фантазии детей в большинстве случаев носят замещающий характер: ребенок выдает желаемое за действительное.
Вторая причина (почему взрослые не верят детям): склонность самих взрослых ко лжи. Взрослый, который воспринимает некую информацию, сообщаемую ребенком, как заведомо неправдоподобную, обычно сам использует ложь по поводу и без повода. В таком случае срабатывает перенос: я вру, значит, и другие - врут.
Не знаю, какими будут правовые последствия недоверия, проявленного фельдшером, но вот этические выводы должны четко уложиться в каждой взрослой голове. Лучше быть обманутым розыгрышем, чем пренебречь информацией, способной предотвратить несчастье.
Когда нам на телефон доверия звонят и говорят, что хотят покончить с собой, или сообщают о том, что подвергаются насилию или жестокому обращению, первое, что мы делаем – верим. Дальше мы стараемся установить истинность и достоверность, но это – дальше. Начинать диалог можно только с доверия.
И, кстати, опыт показывает: о серьезных вещах дети лгут крайне редко. Дети намного честнее и лучше, чем взрослые думают о них.