Установлено, что доминирующие религиозные убеждения, подходы к воспитанию, национальные обычаи не только формируют культуру повседневности и менталитет, но и оказывают влияние на психическое состояние.
Некоторые феномены в одной культуре считают психопатологическими, в другой – нормой жизни. Примеры можно найти в культурах народов Севера и Востока, и не только. Однако есть состояния, которые во всех культурах признаются болезненными, а культурно-географический аспект отнюдь не противоречит принципам клинической диагностики, хоть и создает сложности при выработке общей классификации болезней.
Исследования ученых, проведенные еще в конце 1980-х годов, показали, что уровень психического здоровья ниже у мигрантов из стран Азии и Африки. Следующие, появившиеся на свет уже в Англии, поколения, с психиатрической точки зрения были более здоровы, чем их предки (для ценителей ссылок привожу имя исследователя - P.H. Rach). У выходцев из Африки и Азии психические расстройства развиваются чаще, чем у белых американцев, которые, в свою очередь, заболевают чаще, чем американцы мексиканского происхождения (J.Flasherud). Чаще страдают шизофренией и психозами представители этнических меньшинств и в Англии (M.King).
Также известно, что евреи, проживающие в США, по сравнению с основной этнической группой американцев, чаще страдают невротическими расстройствами, но реже – острой шизофренией (V.Scanna). Афроамериканцы чаще госпитализируются по поводу шизофрении, а белые – по поводу аффективных расстройств (L.Snowden). Кроме того, в афроамериканской популяции больше, чем в среднем по стране, распространена болезнь Альцгеймера (G.Gurland).
Исследований, подобных приведенным выше, множество, но все они осуществлялись не на территории бывшего СССР. Цель этих исследований (помимо удовлетворения научного интереса) – выработка целевых профилактических мер. В Советском Союзе сравнительный анализ заболеваемости психическими расстройствами у разных народов практически не проводился в силу идеологической напряженности, а результаты немногочисленных исследований никогда не популяризировались. Почему-то считалось, что если будет выявлена высокая заболеваемость тем или иным расстройством в том или ином этносе, то этот этнос будет оскорблен. Странно.
Неужели буряты обидятся, узнав, что они (особенно на селе) чаще имеют шизофрению и умственную отсталость, чем русские? А ведь это научно доказано В.Б.Миневичем еще в 1994 году. Более того, в Якутии болезненность шизофренией еще выше, чем в Бурятии (Р.С.Тазлова).
У 56% чукчей и эскимосов отмечаются наркологические заболевания, что превышает их распространенность по стране (В.Б.Трусов с соавт.).
По данным Б.С.Положего и А.А.Чуркина, психическая болезненность в финно-угорской группе выше, чем в славянской (185 и 115 больных на 10000 населения соответственно). Это может испортить настроение жителю Республики Коми?
Интересно, что депрессии у осетин, в отличие от депрессий у русских, протекают преимущественно на соматическом (физическом) уровне без выраженных жалоб на плохое настроение (О.П.Ветроградова). Возможно, с этим связано отсутствие в осетинском языке слов, эквивалентным русским понятиям «тоска» и «подавленность».
К сожалению, вопросы этнопсихиатрии у нас фактически не исследуются, хотя в других странах они активно изучаются. У нас все либо ограничивается изучением малых народов Севера, либо результаты оказываются закрытыми для общественности. Почему?
Вы бы хотели знать о состоянии психического здоровья своего этноса?