Categories:

Музей из топора

Лет пять тому назад мы (главный врач, я и еще два единомышленника) задумали сделать небольшой больничный музей, в котором планировали представить историю создания нашего медицинского Центра. Он был и остается государственным, так что экспозиция могла состоять из документов типа приказов и циркуляров, монографий ведущих сотрудников, образцов историй болезни разных лет, атрибутов медицинской помощи (старых и современных), коллективных наград и фотографий.

Тогда мне, человеку, пришедшему в организацию полтора года назад, показалось странным, что «ветераны» постоянно произносят восторженные лозунги о своем месте работы, твердят о необходимости сохранения его прошлого, но не прикладывают ни малейших усилий, чтобы сберечь для коллег и потомков что-то, связанное с этим прекрасным местом.

Наша аккуратная, робкая инициатива (робкая, потому что мы были новыми людьми) встретила формальную поддержку, и я взялась за дело.


На тот момент у меня был опыт сбора фактов из прошлого, накопленный на предыдущем месте работы. Там я однажды увлекалась поисками информации об истории одного отделения и в итоге написала историю всей больницы, охватывающую столетний период. В дальнейшем начатое мной дело было продолжено коллегами, и я счастлива, что наши усилия до сих пор приносят пользу и мотивируют на новые поиски информации.

Одним словом, как искать и что делать, я примерно представляла, и пять лет назад за несколько месяцев мне удалось подготовить материалы для базовой экспозиции. Я осознавала, что это только начало длинного пути, и была вдохновлена на его продолжение.

Те, кто увидел промежуточные результаты (они еще не были оформлены в музейный формат, но уже были систематизированы), дали высокую оценку проделанной работе.

Между тем в поступательное движение к цели вмешались непреодолимые обстоятельства…

Когда-нибудь я непременно поделюсь подробностями, а пока, пожалуйста, просто поверьте: препятствия были серьезными. Наверно, их можно было преодолеть, но в тот момент передо мной стояли более важные задачи, и борьба за музей не входила в их перечень.

Идею отложили на неопределенное время, и, возможно, она бы не возродилась вновь, если бы не печальные события…

Около двух лет назад, в начале ноября 2020 года, человек, по инициативе которого было организовано наше лечебное учреждение, заразился ковидом. Несмотря на быструю госпитализацию и усилия врачей, он умер, не дожив одного дня до своего 92-го дня рождения.

После его кончины идея увековечивать память основателя, превратив его кабинет в мемориальный, получила новый импульс. Правда, на пути к ее реализации вновь возникли непредвиденные обстоятельства - еще более непреодолимые, чем предыдущие. В результате мы лишились всех раритетов, которые можно было бы выложить в витрины и считать музейной экспозицией.

Неблагоприятное стечение обстоятельств я расценила как благоприятное, постаравшись разглядеть в нем хорошую сторону – освобождение от дополнительных усилий.

Кабинет, который мог бы стать мемориальным, опустел, и мы практически перестали в него заходить.

И вот на днях мы вновь в нем оказались. Случайно (или нет?).

Не знаю, что произвело на нас вдохновляющее впечатление, но было принято решение вдохнуть в кабинет новую жизнь и превратить пустующее пространство в аудиторию, предназначенную для научных, образовательных и представительских целей.

Официально помещение будет называться мемориальным кабинетом, но воспоминаниям мы отдадим только две стены – всё остальное будет нацелено на настоящее и будущее.

Сейчас кабинет выглядит так, однако вскоре (но без спешки) ему предстоит изменить свой облик.

iztopora1.jpg

То, что у нас практически нет ни одного экспоната для будущих музейных стен, меня совершенно не печалит. Наоборот, этот факт вызывает азарт и желание создать экспозицию из того, что есть – как кашу из топора.

А есть совсем немного, и все это вы можете видеть на моем рабочем столе.

iztopora2.jpg

Одна сердобольная медсестра, увидев на моем столе кучу старых папок, газет и прочих бумаг, невольно воскликнула: «Боже мой, кто это Ваш стол хламом завалил?».

Возможно, пока все эти случайно сохранившиеся предметы (их даже материалами можно назвать с большой натяжкой) производят удручающее впечатление, но я вас уверяю: превратить в экспонат можно всё, что угодно!

Практически любая вещь может быть оформлена и подана так, что в ней заиграет либо научная, либо мемориальная, либо историческая ценность.

Главное – найти в вещественном объекте то, что станет источником для познания.

Первым делом я решила рассортировать так называемый «хлам» (для меня это временно неоцененные сокровища) на три стопки: готовые экспонаты (1), то, что может приобрести статус музейного предмета при определенных условиях (2), мусор (3).

К сожалению, первая кучка (в красной папке) получилась крошечной, вторая – маленькой, третья – внушительной.

iztopora3.jpg

И между тем я не теряю энтузиазма.

Я знаю, в каком направлении следует двигаться.

Во-первых, надо окружить те малочисленные экспонаты, которые есть, подобающим контекстом, то есть прибавить к ним интересную информацию, подтянуть культурно-историческую среду, вне которой они выглядят одинокими и беспомощными.

Поиски этих дополнений сродни археологическим изысканиям, но мне нравится подобная деятельность.

Из одного листка рукописи (а больше у нас нет) можно сделать целую историю, а уж у фотографий всегда есть безграничный потенциал.

iztopora4.jpg

В этой куче есть несколько газет. Пока я не знаю, случайно они были сохранены или намеренно, и, чтобы найти ответ, мне предстоит перечитать их от первой до последней заметки.

iztopora5.jpg

Во-вторых, важно обеспечить предметам такое специфически музейное оформление, которое не оставит у посетителей сомнений в их ценности. Именно оформление превращает невзрачный объект в документальное свидетельство и в значимый символ события, явления или процесса, поэтому этот момент чрезвычайно важен.

Каким образом осуществить такое превращение, я подсмотрю в настоящих музеях.

Как вы думаете, получится сделать музейную экспозицию из скудного набора материалов?


Как вы думаете, получится сделать музейную экспозицию из скудного набора материалов?

Да, легко и просто
1(1.9%)
Да, но придется потрудиться
51(98.1%)
Сомневаюсь в успехе
0(0.0%)
Нет, не получится
0(0.0%)