Абонентом был подросток, который представился вымышленным именем, что, собственно, не скрывал. Назвать свой возраст он отказался, ссылаясь на то, что при желании «его скоро можно будет вычислить по надписи на могильной плите». В ходе разговора случайно выяснилось, что недавно абонент сдавал ЕГЭ (о результатах он предпочел умолчать).
Мы разговаривали долго – около часа. Со слов абонента, все это время он стоял на лестничной клетке и смотрел в открытое окно. Высказывался он пространно, иногда загадочно и неопределенно. По интонации угадывались волнение и тревога, но беседовал он охотно, явно ожидая от меня множество вопросов.
В начале разговора парень сообщил, что некоторое время назад принял решение покончить с собой, однако позднее «разрешил себе пожить еще».
Спустя 10 минут он заявил, что «сейчас бросаться точно не будет», что существенно облегчило дальнейший разговор. Еще через 15 минут он предложил мне поучаствовать в «эксперименте» (взамен этого согласия я и получила разрешение написать в своем блоге «все, что сочту нужным»).
Парень сказал, что его решение относительно продолжительности дальнейшей жизни будет принято «почти случайным образом» в зависимости от того, как я отвечу на «один простой вопрос». Такая вот «рулетка»…
Поскольку в работе с суицидальными абонентами, как на войне – все средства хороши, пришлось пойти на риск, хотя в тот момент появилась уверенность, что истинные намерения покончить с собой у подростка действительно отсутствуют.
Парень попросил меня подойти к окну и посмотреть вниз. Я охотно согласилась, потому что такие синхронизированные действия объединяют абонента и консультанта. Далее он попросил меня, не задумываясь, ответить на вопрос: что Вы сейчас видите, когда смотрите из своего окна вниз?
Если я вступаю в игру (а это очевидно было игрой), я играю честно. Поэтому я действительно посмотрела вниз (насколько это позволяет второй этаж) и честно сказала, что вижу ромашки.
Парень сообщил, что он видит асфальт, и признался, что был уверен, что я тоже скажу, что «вижу асфальт». Так как ответы не совпали, он объявил, что будет жить еще пару лет, и пояснил: в случае совпадения ответов он собирался «пожить еще месяц», в случае несовпадения – «еще пару лет».
Вот ромашки, которые я увидела