Правильный ответ: анекдоты.
Действительно, в «Подарке городским и сельским экономам» на новый 1821 год» впервые появляются анекдоты.
Чтобы оценить, насколько они смешны современному читателю, я приведу несколько фотографических цитат.
Обнаружив новый раздел, я им, естественно, заинтересовалась. Думаю, что для экономов первой трети XIX века он был не менее привлекателен.
После того, как я прочитала все, что должно было вызвать улыбку тех читателей, я подумала: почему в последнее время мы так редко слышим и пересказываем анекдоты?
Или это мне так кажется?
Припоминая недавнее прошлое, я прихожу именно к такому выводу – устный анекдот стал встречаться реже и реже, так как его стремительно вытесняют ультракороткие мемы. Или уже вытеснили.
В советской практике повседневности короткие смешные истории занимали огромное место. Стоило собраться компании, как тут же кто-то вспоминал анекдот, а за первой ласточкой летела вереница других историй с неожиданным финалом, вызывающим смех и поднимающим настроение.
Анекдоты были особым жанром, и не знать (и не пересказывать) их казалось странным.
Конечно, рассказчики отличались разным артистизмом. Кому-то удавалось разыграть полуминутный спектакль, точно передавая характер комической ситуации интонациями, жестикуляцией и уместными паузами; кто-то не чувствовал себя столь свободно, но все равно не молчал, вспомнив анекдотическую историю на обсуждаемую тему.
Уместно рассказанный анекдот мог совершить чудо: снять напряжение, подтолкнуть к решению проблемы, сделать реальность не такой суровой, украсить скучный вечер.
Понятно, что для того, чтобы анекдот вызвал хохот, его герои и фабула должны быть близки слушателям. Этим и объясняется наша сдержанная реакция на анекдоты 1821 года – мы далеки от тех типажей.
В чем они еще отличаются от наших анекдотов – в использовании настоящего времени. Мы привыкли, что зачин звучит так, будто событие разворачивается на них глазах: возвращается муж из командировки, поспорили американец, русский и немец, вызывают Вовочку к доске; едет Штирлиц в поезде, сидят Василий Иваныч и Петька и т.д.
Очевидно, что постсоветская легитимизация анекдотов со временем привела к уменьшению популярности некоторых тем, но среди моих коллег и знакомых до последнего времени анекдот как жанр оставался частью свободного общения.
Иногда его рассказывали целиком, но чаще – лишь короткой цитатой, поскольку за ней в памяти каждого собеседника немедленно возникал полный текст.
Почему же сейчас анекдотов практически нет?
Думаю, что их исчезновение – результат тех культурных (или антикультурных?) преобразований, которые происходят в обществе.
Девальвация профессионализма и увеличение информации, которая сваливается на неокрепшие головы граждан, приводит к защитной реакции – к готовности потреблять ее только в виде концентрата.
Вместо курса лекций бородатого профессора – гайды.
Вместо вечернего чаепития - кофе на вынос.
Зачем мне концерт в трех частях? Хочу клип!
Какой сборник статей? Дайте дайджест!
Кропотливые поиски? Да вы что? Я могу только пару кликов.
Какие глубокие размышления? Ловлю инсайт!
Подробный рассказ об отдыхе? На чиле, на расслабоне!
Какой анекдот? Только мем…