Если сравнить утро и день с чтением книги, то утро – это радость предвкушения, которую читатель переживает на первых страницах, а день – удовольствие, которое испытывает человек, свободно ориентирующийся в действующих лицах и увлеченный хитросплетением их взаимоотношений.
Если сравнить их с плаванием, то утро – бодрость, ощущаемая телом при первом погружении в мягкую прохладу воды, а день – наслаждение собственной силой, легкостью и изяществом, неизбежно возникающие у пловца через полчаса свободного плавания.
Здесь, в Кранце, я могу позволить себе следовать простому правилу: не более двух дел в день. Разумеется, я не считаю делом поход в супермаркет, чтение книг, уборку квартиры и обеды.
Кстати, обедать и ужинать мы всегда ходим к маме. Совместные трапезы отлично структурируют день и являются одной из форм нашего общения. Кроме того, они выводят мой отпуск на санаторный уровень, ведь, несмотря на то, что я позитивно отношусь к кухонным хлопотам, их отсутствие меня нисколько не печалит.
Мама уверяет, что приготовление еды и наши совместные обеды приносят ей только радость, но я полагаю, что они же позволяют ей скрасить горечь разлуки – я надеюсь, что когда мы улетаем, и мама возвращается к своему индивидуальному образу жизни, она испытывает некоторое облегчение.
Итак, в каждом дне – не более двух дел, к которым, например, относятся вызов и ожидание мастера по ремонту домофонов, подготовка ответов на десятки рабочих писем, онлайн участие в совещании или онлайн доклад на конференции, а также педикюр и иные мероприятия, призванные продлить вечную молодость.
Главный признак дела – зависимость от других людей и жесткая привязка к определенному времени, которая вынуждает планировать безделье, исходя из заданного режима дня.
Читать книжку – это не дело, а вот сдать ее в библиотеку – дело.
Грызть ногти – не дело, а поход на маникюр – дело.
Одним словом, вы поняли «глобальность» моих дел.
Если каждое мое утро похоже одно на другое (и это настоящее счастье!), то каждый мой день отличается от предыдущего (и это тоже счастье).
Конечно, огромным благом является возможность работать в дистанционном формате. За время пандемии я стала его фанатом, и будь моя воля, я бы перевела в онлайн все, кроме еды, плавания и товарищеских вечеринок.
Если ,бы мы продолжали жить по-старому, я вообще не могла взять отпуск: у нас что ни неделя, то какое-нибудь научно-практическое мероприятие. К великой радости, подавляющее их большинство теперь не предполагает личного присутствия в месте проведения.
Чтобы не забыть о предстоящем выходе в эфир, я придумала одну хитрость: ранним утром вывешиваю из шкафа пиджак, который служит мне напоминанием.
Пиджачка вполне достаточно, чтобы выглядеть подобающим образом. Участники видеоконференции увидят только верхнюю часть докладчика – вполне академичную.
И им совершенно невдомек, каков общий план.
Пиджак – маркер полу-рабочего дня. В дни, когда никаких деловых мероприятий не планируется, я предпочитаю спортивный стиль.
Конечно, отпуск хорош тем, что время, затрачиваемое на решение рабочих вопросов, сокращается раз в пять. В эти дни работа присутствует в моей жизни пунктирно, не мешая праздному времяпрепровождению.
Не знаю, сколько мне нужно отдыхать, что захотеть вернуться к профессиональной деятельности в полном объеме. Может быть, месяц?
Я люблю свою работу и получаю от нее удовольствие, но и отдых от нее мне тоже очень нравится.
Мою работу можно сравнить с деликатесом: это вкусно, но нельзя питаться одними деликатесами – основу рациона должна составлять простая и полезная еда.
Уверена, что столь прекрасными мои дни в Кранце становятся не из-за отсутствия регулярного труда. Определяющим является другое: отсутствие рекламных баннеров, транспортных и людских потоков, заряженных на извлечение прибыли, близость моря и, главное – стиль местной жизни.
Этот стиль невозможно охарактеризовать в двух словах. Он создается и изящной архитектурой, и прозрачным воздухом, и темпом существования, и компактными размерами, и солнечным светом, и морским запахом, и уважением к прошлому, и спортивным духом, и большим количеством молодежи, и культурными событиями, и общим дружелюбным настроем. Не исключено, что последнее является самым главным.
Помните, как я пыталась побудить к ответному приветствию своих московских попутчиков?
Так вот, друзья: здесь все мгновенно улыбаются и приветствуют в ответ. Все!
И дело не в искусственном отборе населения, а в настроении, с которым живут люди.
Если ранним утром по Садовому кольцу энергично шествует публика, утомленная утренней поездкой в метрополитене и оглушенная гулом транспортного потока, то по нашим улицам неторопливо прогуливаются дамы и господа, освеженные морским бризом и тишиной сонного парка. Для них любой встречный – коллега по счастью, который ценит и любит то, что его окружает.
В Кранце вам будет улыбаться и тот, кто праздно фланирует по променаду, и тот, кто идет на работу или с работы, потому что окружающая среда побуждает к приветливости.
Если в Москве улыбку надо выманивать из глубин, то в Кранце она лежит на поверхности, готовая в любой момент украсить губы. И дело, безусловно, не в людях, а в условиях, в которые их поместила судьба или которые они выбрали для себя сами.
Не исключено, что если сюда переселить деловую пулю и даму с ногами, они перестанут пугаться и начнут беззаботно кидаться мне на шею при каждой встрече.
Основным содержанием моих дней являются прогулки. Ходить пешком я могу бесконечно, и ежедневные тридцать тысяч шагов (ну, около того) это тридцать тысяч шагов удовольствия.
Погода при этом не имеет никакого значения – она всегда прекрасна.
Во время прогулок иногда я подкармливаю кошек. Если честно, собаки мне нравятся больше, но и кошки обычно не прочь полакомиться сосисками.
Удивительно, что как только я вижу какую-нибудь кошечку, производящую впечатление голодной, и достаю из сумочки сосиски, откуда ни возьмись образуется целая компания едоков.
А вот лебедей я не кормлю и вам не советую. Более подробно с причинами можно ознакомиться на этом самодельном стенде, которые изготовили местные жители.
К слову, о наглядной агитации. Вместо призывов что-то купить, которыми обезображены улицы крупных городов, у нас присутствуют предостережения, призванные напомнить расслабленным гражданам о том, что Балтика – не только главный арт-объект, вызывающий восхищение, но и стихия, требующая уважительного отношения.
Главное преимущество жизни в Кранце - здесь всегда есть куда пойти! Не к морю, так в парк, не в парк, так на Курортный, не на Курортный, так в физкультурный комплекс. Все рядом, все приятно, и все - ждет.
Чтобы вы не думали, будто у нас совсем глухая провинция, я запечатлела одну из наших пожарных машин. Да, в Кранце есть своя собственная пожарно-спасательная часть №15.
И есть у нас свои сады, в которых растет вкуснейшая алыча. Ее можно встретить повсюду. Пожалуй, это один из моих любимых фруктов. Любой желающий может наклониться и собрать в траве сколько угодно желтых слив. Конечно, мы не ходим за ней специально, но ради красивой фотокарточки принесли домой две горсти.
Я люблю сесть на лавочку в какое-нибудь бойкое место, например, на привокзальной площади, и наблюдать за движением людей. В этот момент я ощущаю себя самым счастливым человеком на свете от того, что мне (еще) никуда не надо ехать!
Часть дня я гуляю одна, часть – с мужем. Каждый день мы отправляемся на косу - просто посидеть, глядя на игру волн; или поболтать и поиграть в шашки или в поддавки.
Не знаю, во что играет муж, я всегда играю в поддавки. Во всяком случае, если я проигрываю в шашки (а это почему-то получается каждый раз!), то я утешаю себя тем, что играла в поддавки.
Предлагаю вам легкую загадку: моими фигурами были белые, и я одержала победу. Угадайте, во что мы играли.
У меня есть одна приятельница, которая намеренно всегда проигрывает своему мужу. Она считает, что таким образом повышает его самооценку.
Моему мужу повезло: чтобы повысить самооценку, ему достаточно просто предложить мне партию в шашки (предложить партию в шахматы, в которые я вообще не умею играть, ему не позволяет совесть).
За сорок лет жизни, полной азарта и веселья, этот набор настольных игр побывал на множестве курортов, но в итоге выбрал балтийское взморье.
Он очень удобен, поскольку все фигурки примагничиваются к доске. Я нарочно ее наклонила, чтобы вы могли в этом убедиться.
Я люблю дни в Кранце, и мне не жаль с ними расставаться, ведь окончание дня означает наступление вечера…