Интерес к нему возник у меня на волне влюбленности в Кранц: я хотела понять, почему ощущаю такую эмоциональную близость с этим чудесным городом. Ответ на свой вопрос я нашла. Он оказался за пределами градостроительного искусства, науки и практики, но многое из прочитанного представляется мне интересным.

В одной из книг обнаружилась любопытная классификация городов; скорее не научная, а описательная. В ней шла речь о населенных пунктах Восточной Пруссии, но эта классификация, на мой взгляд, применима ко всем европейским странам.
Я уверена, что каждый из вас замечал эту особенность: в одном городе мы чувствуем себя «как дома», то есть уютно и спокойно, а в другом ощущаем дискомфорт, не чувствуем отклика на то, что видим, и внутренне определяем себя как гостя.
Почему так происходит?
Почему одни и те же планировочные решения нравятся одному человеку и не нравятся другому?
И почему ни один город не может стать идеальным для всех?
Ответ: каждому типу личности соответствует свой тип города.
Кому-то по душе геометричность с четкой осмысленностью планировки, а кому-то – тип застройки, при котором исключается единообразие, процветают хаос и самодеятельность.
Города, которые при закладке главным обоснованием имели фортификационное, могут вызвать внутреннее «несогласие» у миролюбивых людей, предпочитающих добрососедские отношения и тихую жизнь. Их смысловым центром будет крепость, что не вызовет симпатии у тех, кто презирает любые военные действия.
Одним словом, характер города, выраженный в его типе, должен совпасть с характером человека. Только в этом случае возникает ощущение «своего города».

Рисунок города определяет стиль его жизни, а урбанизация, как и любой социальный процесс, характеризуется психологическими аспектами. Они и становятся определяющими, когда мы делим города на «свои» и «не-свои».
Например, Москва прошлого – это «мой город». И Кранц/Зеленоградск – «мой». А часть Москвы 2020-х годов – уже «не-моя Москва».
Наверняка, каждый может привести свой список.
Надо понять, к какому типу относится город, и тогда ответ на вопрос, почему он нам нравится или не нравится, станет очевиден.
Более того: по тому, какому типу городу человек отдает предпочтение, он может узнать много нового о себе.
Из истории известно, что центром практически всех средневековых городов были рынок и ратуша (или иное здание городского управления).

Например, знаменитая Красная площадь изначально была рыночной площадью, а не местом для парадов.
Церкви, какими бы величественными они не казались, никогда не служили организующим элементом городского плана, поэтому если в городе нет главной площади и объекта в функции ратуши, а на роль центра претендует культовое сооружение, мы можем ощущать некий дискомфорт, причина которого - нарушение исторической логики.
В прагматичной Восточной Пруссии, с упоминания которой я начала пост, города тоже относились к разным типам, и наш Кранц нельзя считать типичным образцом национального градостроительства. Он - лишь один из вариантов.
В разных городах использовались разные схемы: где-то - классическая осевая схема, где-то – система параллельных улиц и т.д.
Но самое главное для понимания характера города не схема, а тип.
Среди основных типов следует выделить четыре:
город войска, от которого так и веет военной доктриной;
город дорог, ведущей градостроительной силой в котором являются магистрали;
город отдыха, характеризующийся огромной любовью к деталям, простотой и провинциальным благозвучием;
город дельцов, в котором над скромными крышами то и дело возвышаются претенциозные символы внезапно обретенного благосостояния.
Типу города должна соответствовать его начинка, иначе возникает диссонанс.
Многоквартирные доходные громады не могут выглядеть органично в городе отдыха, а «бесцельно» разбросанные пространства не смогут пустовать в городе дельцов.
Облагораживание существующих живописных тропинок или строгое следование шаблонным осям – каждый город делает свой выбор и попадает в ту или иную категорию.

Мой любимый Зеленоградск – классический город отдыха.
Поскольку, как и многие прибалтийские курорты, поначалу он развивался стихийно, для него характерна нерегулярная планировка, тесно связанная с силуэтом береговой линии.
Начав с аккуратных цветников в духе английских садов, к рубежу ХIХ-ХХ веков Кранц стал городом, живописный план которого ловко следовал стилю окружающей его природы.
Пансионы, гостиницы, рестораны, променады, кирхи, купальни и остальные общественные пространства выдерживались в едином стиле, и этот стиль располагал к общению, благообразному досугу и отдохновению.
Местный быт отличали внимание к деталям, уважение повседневности и рациональная организация частной и общественной жизни.
В начале ХХ века в Германии были приняты «Законы о необезображивании выдающихся мест и городов». Они обязывали следовать характеру сложившейся местности, уважать ее историю и культурные традиции.
Как было бы прекрасно, если бы в Москве приняли подобные законы – о необезображивании…
В каком городе живете вы?
В каком городе живете вы?