

Часто мы воспринимаем своих бабушек, дедушек и прочих предков лишь с момента собственного появления на свет. Нам кажется, будто до этого дня вселенной не существовало, или она была простым описанием из учебника.
И вот знакомство с повседневностью того времени шаг за шагом детально воссоздает ту жизнь, абсолютно живую и реальную.
Вероятно, именно оживление тех лет и тех людей, которых давно нет в живых, так меня привлекает…


Совершенно очевидно, что советские издания, в которых содержатся «исторические» сведения – это всего лишь выгодная для власти интерпретация событий, целью которой является формирование нужных представлений. Собственно исторический подход к осмыслению событий в них отсутствует полностью, и с точки зрения восстановления картины жизни они бесполезны. По ним можно судить, какими власть хотела видеть граждан, а вот узнать, как люди жили на самом деле, с помощью «заказных» монографий не получится.


Каждая строчка обличает тех, кого велено обличать, твердит о движущей силе классовой борьбы, освободительной роли ВКП(б) и служит идеологическим целям партийных лидеров.
Даже те издания, которые вышли в свет в 1950-е годы, являются яркими представителями «сталинского» периода в развитии отечественной истории.
Политический режим требовал полного подчинения исторической науки требованиям партийно-идеологической системы и жестко добивался тотальной ликвидации любого инакомыслия и инакознания. Естественно, что история XIX и XX веков стала сферой, наиболее затронутой идеологическими установками, и в этом периоде обнаруживается самое большое количество преднамеренных искажений и упущений фактов.
Дореволюционная Карелия описана в советских книжках как бедный, суровый, неприветливый край, как место невыносимо скучной жизни. Если верить авторам, время текло в Петрозаводске медленно и однообразно, власти не пытались предпринять что-либо для оживления местной жизни, и
в Петрозаводске не было ни учителей, ни школ, ни культурных событий.
Поразительно, но когда-то, читая советские книжки по краеведению, я в это верила.
Интересно, верили ли себе авторы, зная факты, противоречащие написанному?
Странно было писать о скуке и отсталости, зная, что еще с 1860-х годов в городе работал любительский театр (а любительский театр мне кажется более ценным, чем профессиональный, если мы характеризуем уровень культуры); с 1877 года функционировало «Общество любителей музыкального и драматического искусства» (в 1917 году его разогнали). Первое театральное здание появилось в городе в 1872 году, а не при большевиках.
С конца XIX века горожане посещали кинематограф, который был открыт в городском саду по инициативе местного общества трезвости (значит, и Общество трезвости тоже было!).
Первый стационарный кинотеатр открылся в 1911 году, а через два года их было уже три.
Понимаете, о чем идет речь? О том, что в Петрозаводске был и кинотеатр, и городской сад и общество трезвости. И это – жизнь унылой, отсталой провинции?
Вымыслом являются и байки про то, что Петрозаводск жил в полном отрыве от столицы. Еще в 1861 году было открыто регулярное сообщение между Петрозаводском и Петербургом, но это была водная линия, на которой курсировали пароходы «Лодейное поле» и «Геркулес». Да, путь занимал 55 часов, но ведь это 1861 год!
В 1860 году в Петрозаводске возобновила работу публичная библиотека, в 1871 году в городе открылся музей с весьма обширной естественно-научной и историко-этнографической экспозицией.
И десять телефонных линий в Петрозаводске тоже функционировали еще задолго до государственного переворота 1917 года.
Более-менее объективный взгляд на положение дел можно найти либо в дореволюционных изданиях, либо в публикациях последних лет.
Теперь, когда дореволюционная периодика стала доступна всем, любой читатель может ознакомиться с фактами, сопоставить их с написанным в книжках и убедиться в полном или в значительном несоответствии.

Однако я не собираюсь обличать заказные издания. Авторы хотели жить (а некоторые – хорошо жить) и выкручивались, как умели.
Интересно другое – реальная повседневная жизнь Петрозаводска на рубеже веков. Заботы, радости, чаяния, удачи и поражение – все, что определяло настроение местных жителей, что вызывало у них воодушевление, что обсуждалось и переживалось.
Узнать об этом можно из двух основных источников – из газеты «Олонецкие губернские ведомости» и журнала «Вестник Олонецкого губернского земства».
Их я и читаю.
Скоро обязательно поделюсь впечатлениями.