Действительно, словосочетание «эстетика повседневности» появилось относительно недавно, а если учесть инертность культурных традиций, то практически вчера – в середине 1970-х.
Это вовсе не означает, что до указанного времени повседневность была начисто лишена эстетических проявлений. Разумеется, нет. «Бедненько, но чистенько» - это лишь самая первая ступенька, за которой шли и умение создавать красивое из доступного, и уважение к самым заурядным делам, проявляющееся в аккуратном и внешне привлекательном их исполнении.
Бытовая эстетика не является частью искусства в традиционном понимании. Она подразумевает интеграцию красивого в заурядное; и происходит такая интеграция не по приказу или подражанию, а благодаря личной потребности жить достойно.
Чем ниже уровень развития общества, тем более автономно его искусство. В самых слаборазвитых обществах «высокое» искусство противопоставляется «низкому» обыденному миру, полному несовершенств и дисгармонии. Там оно существует в галереях, музеях и прочих пространствах, подразумевающих дистанцию между объектом и субъектом.
Аналогично – в конкретном человеке: чем ниже его культурный уровень, тем больше различий он делает между походом в театр и обычным субботним завтраком.
Да, театр и кухня – не одно и то же. Они предполагают разные дресс-коды и разные оттенки настроения, но по степени привлекательности они не столь уж далеки, как кажется. Не только театральный выезд может дарить человеку положительные эмоции – его собственная кухня (интерьер, посуда, оформление блюда) способна быть их источником. Только в ежедневном приобщении к приятному возникает ощущение красивой, комфортной и увлекательной жизни.
На мой взгляд, обыденное должно быть реабилитировано и выведено из культурной тени.
То, из чего человек ест, на каком постельном белье спит, как одевается и в ухоженном ли жилье живет, определяет и формы его поведения, и стереотипы мышления, и, в конце концов, его жизнь. Если предметный мир убог и беспризорен, то и существование неизбежно становится пространством безразличия и разрухи.
Прекрасное не должно царствовать и довлеть над функциональностью, но если оно озаряет своим светом те предметы и действия, которые человек совершает изо дня в день, повседневные заботы становятся легче и приятнее.
Между утилитарностью и эстетикой нет никакого противоречия и нет препятствий. Глупо не жить красиво, ведь бытовая деятельность и повседневная реальность составляют главное содержание жизни.
Не трудности делают жизнь человека «серой», а неупорядоченный быт и пренебрежительное отношение к текущему дню, который почему-то воспринимается как не достойный того, чтобы быть красивым.
Эстетизируя свой повседневный мир, до которого совсем не трудно дотянуться рукой, каждый может сформировать то культурное пространство, которое станет его повседневным счастьем. Это удивительно просто! Почему бы не воспользоваться?
Жить красиво или жить безобразно – вопрос личного выбора. И его решение совершенно не зависит от уровня материального благополучия – только от желания и умения, которое приобретается на основе желания.
Если быт полон хаоса и мусора, о какой внутренней гармонии может идти речь? Видимые и осязаемые обстоятельства создают каркас, на который нанизываются самооценка, привычки и настроение.
С простой чашки, которой для того чтобы выглядеть эстетически привлекательно, достаточно быть чистой, целой и в сопровождении блюдца, начинается многое.
Вся полифония эмоций, решений и поступков определяется тем, сидите ли вы с прямой спиной в чистом домашнем платье.
Моделируя «реальность для себя», мы одновременно создаем свою внутреннюю реальность – то, как мы ощущаем себя и свою жизнь. Можно не располагать большими средствами, но ежедневно брать в руки красивые вещи и чувствовать себя благополучным. Как ни странно, таких вещей не требуется много, поскольку повседневность – повторяющееся явление, и можно без труда подготовиться ко всем ее вариациям.