Но и 1 мая не меньше, чем 9-е, достойно наших спасибо.
Он – не просто праздник весны и труда. Первомай - событие, которое определило наши с вами судьбы.
Если бы более полутора веков назад не развернулось рабочее движение, и не был выдвинут ряд социальных требований, еще неизвестно, как бы мы сейчас работали и жили.
За то, чтобы эти требования были реализованы, были отданы человеческие жизни. А сколько сил было потрачено нашими предшественниками! На мой взгляд, это достойно самых искренних слов благодарности.
И первые, кому мы должны их адресовать – сорок тысяч чикагских рабочих, вышедших на митинги и демонстрации 1 мая 1886 года. Это была скорее стихийная, чем организованная акция людей, изнуренных ужасными условиями работы, но она положила начало глобальным преобразованиям общественного труда, в котором многие из нас активно участвуют.
До 1886 года все деликатные попытки достучаться до властей были безрезультатными, поэтому люди и вышли на митинги.
Если посмотреть на те события не с официальной, а с житейской точки зрения, то представьте, как это сложно – пойти на риск потерять работу и, как следствие, обречь на гибель свою семью, возразить всемогущим заводским администрациям, вступить в настоящую уличную войну с властями, будучи безоружными и социально беззащитными. Но люди не побоялись и вышли.
Уверена, что им непросто было на такое решиться, ведь владельцы производств позаботились и о жестких репрессивных мерах, и о подрыве боевого духа путем штрейкбрехерских провокаций. Однако рабочие продемонстрировали солидарность, и это был первый шаг к победе.
Главным требованием явилось установление 8-часового рабочего дня.
Восемь часов были выбрано не случайно. Инициаторы полагали, что было бы справедливо разделить сутки поровну между работой, семьей и отдыхом. Я с ними согласна.
Спустя три года в память жертв американских событий на конгрессе II Интернационала французский депутат Раймон Лавиня предложил проводить подобные демонстрации ежегодно. Целью было не только сокращение продолжительности рабочего дня, но и выражение солидарности с чикагскими рабочими.
Логично, что вскоре 1 мая стало Днем солидарности трудящихся всего мира.
Ничего праздничного в этом дне не было – только масштабные манифестации с прежним основным лозунгом о 8-часовом рабочем дне. Думаю, что каждому из тех, кто тогда боролся, сегодня мы должны сказать спасибо.
По своему замыслу, Первомай не был борьбой за абстрактное светлое будущее. Он являл собой конкретные требования.
И эти требования в итоге упорной борьбы и благодаря солидарности трудящихся были удовлетворены. В ряде случаев 8-часовой рабочий день устанавливался для рабочих одного предприятия (первой такой компанией в 1914 году стал Ford), в ряде государств он становился конституционной нормой.
Сегодня в большинстве стран трудовое законодательство устанавливает 8-часовой рабочий день (есть страны, где работают меньше), но давайте помнить, что это произошло не само собой, а в результате консолидации усилий огромного количества людей.
Спасибо всем, кто был солидарен в борьбе за справедливость.
И ура Первомаю!
Ура?
Ура?