Основную часть «Работницы» составляли материалы, пропитанные идеологией: «заметки депутата», новости с пленума комитета советских женщин, рассказы о жизни изолировщиц, мастеров-сыроделов и секретарей райкомов, публикации о развитии производства в городах-побратимах, душещипательные эссе об ужасном положении американских женщин и очерки о любви на тонкосуконной фабрике.
Публикации, размещенные под заголовками «Что скажет совет бригады», «Клуб общественниц», «Польза для фабрики», «У карты родной страны» обычно просматривались бегло или вовсе пролистывались.
Читательница любого возраста знала: чем ближе к концу выпуска, тем увлекательнее материалы. «Справочное бюро Василисы Премудрой», «Вместо фельетона» и «Почта Работницы» всегда интересовали женщин больше, чем передовицы.
Но самое желанное располагалось на последних страницах: «Про запас», «Последите за собой, пожалуйста», «День красоты» и мода. Все эти рубрики были ориентированы на повседневную практику и привлекали внимание своей актуальностью и доступностью. Они отражали ту жизнь, которая была близка большинству.
Думаю, что в предпочтении бытовых тем проявляется не только стремление женщин к уюту и обустройству своего жилища. Публикации на эту тему намного больше, чем идеологически выверенные тексты, формируют единство.
Можно сколько угодно выкрикивать лозунги о солидарности – они пролетят мимо сознания, а вот общие бытовые проблемы и совместные поиски их решения объединят.
Все советы носили легко исполнимый характер. Например, в «Последите за собой» высоким советовали избегать узкой и короткой одежды (чтобы не выглядеть еще выше), а полным не надевать туфли на шпильках. Никто не считал, что подобные рекомендации нарушают личные границы, звучат дискриминационно и могут нанести высоким/полным читательницам какой-либо психологический вред.
Самой большой ценностью были вкладыши – бесплатное приложение к журналам. Мне кажется, что некоторые выписывали «Работницу» и «Крестьянку» только ради них и последних страниц. Моя бабушка – точно.
Значительная часть советских граждан была ориентирована на самостоятельность, которая проявлялась на всех уровнях и во всех сферах жизни. Дети без помощи родителей выполняли домашние задания, молодые мамы без помощи нянь ухаживали за младенцами и т.д. Решить проблему дефицита своими руками – это было привычно и естественно. Нанимать специалистов в той или иной области могли далеко не все, поэтому поклеить обои, сшить фартук, заменить застежку-молнию, залатать колесо, построить сарай мог почти каждый.
Сделайте сами – вот девиз того времени. Сделать самим возможно все: и связать платье, и построить коммунизм.
Сейчас мы предпочитаем готовые платья и нанятых мастеров. Ручной труд перешел из категории обусловленного нуждой в категорию досуга. Многие люди вообще не умеют ничего, и оторвавшаяся пуговица становится для них непреодолимой (самостоятельно) проблемой. А жаль: чем лучше у человека развиты ручные навыки, тем дольше и счастливее он живет.
Владеете ли вы любительскими навыками швейного мастерства? Умеете вязать? И если да, то используете ли эти навыки в настоящее время?
Владеете ли вы любительскими навыками швейного мастерства? Умеете вязать? И если да, то используете ли эти навыки в настоящее время?