Есть произведения, похожие на лобовое столкновение зрителя с искусством.


Глядя на эти произведения, если у вас и не возникнет любви с первого взгляда, то уже понимание идеи с первого взгляда – обеспечено.
Другое дело – искусство, предназначенное для осмысления. Здесь грубые приемы неуместны, и потому творец находится в непрерывном поиске выразительных средств, надеясь привлечь внимание зрителя к значимым деталям. Детали и фрагменты целого – вот то, ради чего создается настоящее живописное произведение. Чтобы их выделить и переместить взгляд зрителя в нужном направлении, художники используют контрасты.
Рембрант использовал контраст света как средство психологического раскрытия образов

На резком контрасте возраста действующих лиц, стиля одежды, эмоционального состояния построен «Неравный брак» В.В.Пукирева

Иногда контраст миров становится не только выразительным средством, но и источником идеи и вдохновения. Путешествуя по Неве, И.Е.Репин увидел группу грязных загорелых оборванцев в истлевших лохмотьях. «Вот контраст с этим чистым ароматным цветником господ!» - написал художник и создал картину

Контраст между плотной толпой и одинокой фигурой использовал А.А.Иванов

Еще один вариант контраста – контраст между фигурой и фоном
