Возможность дистанционно прикоснуться к жизни зимнего курорта – вот то, что привлекает меня больше всего.
Однажды я, как обычно, зашла на сайт с онлайн камерой и увидела исключительно снежный пейзаж, покорившей меня своей белизной. И площадь, и все постройки, и песчаный берег – все было покрыто снегом!
Такое в Кранце случается крайне редко.

Увиденное напомнило мне «Зимний пейзаж с конькобежцами» Хендрика Аверкампа, одного из моих любимых живописцев. Когда я смотрю на его полотна, меня охватывает восторг.

Глухой человек, для которого всю жизнь был закрыт мир звуков, сумел с поразительной точностью передать живую, настоящую жизнь. Его картины созданы четыреста лет назад, но филигранно изображенные на них люди кажутся такими близкими.
Аверкамп известен как мастер детализированного зимнего пейзажа. Зимние забавы (особенно – катание на коньках) вызывали у него ассоциации со счастливым детством, да и основной период его творчества совпал с многолетним похолоданием, охватившим Нидерланды с 1560 года. Кстати, тогда коньки стали не только развлечением, но и своеобразным транспортом.
Меня поражает количество изображенных людей, насыщенность его полотен жанровыми сценками и то, как с помощью бытовых деталей ему удалось показать многообразие человеческих типов. Художественная «перенаселенность» стала фирменным знаком голландского мастера. Все эти детали хочется рассматривать без спешки, поскольку Аверкамп – не тот художник, который создает абстрактный образ тремя мазками в расчете на то, что фантазия зрителя дорисует все, что не в состоянии изобразить автор.
Цветовая гамма транслирует зрителю гармоничное спокойствие воскресного утра, холодного и туманного. Художник не идеализирует реальность. Он показывает множество неприглядных подробностей провинциального быта, но общее настроение публичного пространства все равно воспринимается как глубоко интимное. И всегда пасмурное небо выглядит не унылым, а жизнерадостным, просто в заснеженной жизни не должно быть ярких акцентов – только тихий, умиротворяющий баланс повседневности.
Его стиль кажется мне совершенным, и если бы Аверкамп был жив, он бы непременно написал нашу зимнюю набережную...