Смешно, но не весело
Одним из основных завоеваний советской власти считалась победа правды над ложью, справедливости над эксплуатацией, радости над горем. Мрачное прошлое должно было уступить место светлому будущему.
Кстати, это происходило не впервые в истории. Вспомните Средневековье, которое стало «мрачным» только в следующую эпоху, но не воспринималось таковым современниками.
Свергнуть царя было мало. Надо было выковать нового человека, полного энтузиазма и бодрости. Посмотрите на образцовые лица с советских плакатов. Веселье, радость, свет, сила, легкость, порыв – вот что они транслируют зрителю (и потому, собственно, не утратили свою притягательность).
Герои советской страны должны были быть красивыми. Все до одного. Человеку с ограниченными возможностями здоровья (выражаясь современным языком) на этих плакатах делать было нечего.
Но так было повсеместно.
Энтузиазм первых пятилеток омрачали убийства одних граждан другими гражданами. В годы массовых репрессий уравновесить страх и подавленность, неизбежно проникающие в общественное сознание, должны были комедии.

Страна смеялась. Любое негативное явление общественной жизни подвергалось безжалостному измельчению в жерновах народного хохота.

Да и в военные годы, когда было совсем не до смеха, люди старались найти повод для улыбки.
Для восстановления страны снова потребовались бодрость и энтузиазм. Взбодриться смехом – отечественная традиция. Над кем и над чем посмеяться найдется всегда; главное – задать вектор. И вектор был задан: стиляги, бюрократы, пьяницы. Хотя над последними в стране всегда смеялись с нежностью и пониманием.
Потрясенная раскрытыми тайнами собственного прошлого, страна нуждалась в антидепрессантах. В цветовую гамму повседневности было решено добавить легкости и яркости. Гардероб и интерьер оживили пестрые аксессуары


Собственно, это была общая тенденция: полмира постепенно отходило от войны.

Кино продолжало предлагать зрителю полтора часа хохота. Уже не столь идеологизированного, но не менее громкого. Гениальные кинокартины 60-х до сих пор не утратили магию свободы, которой пронизаны.

Тотальный смех 70-х это сатира. Разрушительный в своей основе смех этих лет тщательно рассчитывал силы: пошатать осторожно, так, чтобы едва заметно качнулось, но ни в коем случае не упало! Любая критика, сотворенная смехом, не должна была обобщать. Утрированные негодяи были, но кое-где и порой.

В 80-е смех решили взять под усиленный контроль. КВН-щики, ранее резвившиеся экспромтом, стали следовать утвержденному сценарию. Одним из директивных средств обличительной сатиры стал «Фитиль».

От саркастической улыбки до регионального хохота – страна смеялась несколько десятилетий. Стране было смешно, а
советские люди считались самыми хмурыми в мире. В толпе любой страны советское лицо выделялось сосредоточенностью взгляда и сдвинутостью бровей.
Страна смеялась. А было ли ей весело? И вообще: смешно и весело – это одно и то же?
Кстати, это происходило не впервые в истории. Вспомните Средневековье, которое стало «мрачным» только в следующую эпоху, но не воспринималось таковым современниками.
Свергнуть царя было мало. Надо было выковать нового человека, полного энтузиазма и бодрости. Посмотрите на образцовые лица с советских плакатов. Веселье, радость, свет, сила, легкость, порыв – вот что они транслируют зрителю (и потому, собственно, не утратили свою притягательность).
Герои советской страны должны были быть красивыми. Все до одного. Человеку с ограниченными возможностями здоровья (выражаясь современным языком) на этих плакатах делать было нечего.
Но так было повсеместно.
Энтузиазм первых пятилеток омрачали убийства одних граждан другими гражданами. В годы массовых репрессий уравновесить страх и подавленность, неизбежно проникающие в общественное сознание, должны были комедии.

Страна смеялась. Любое негативное явление общественной жизни подвергалось безжалостному измельчению в жерновах народного хохота.

Да и в военные годы, когда было совсем не до смеха, люди старались найти повод для улыбки.
Для восстановления страны снова потребовались бодрость и энтузиазм. Взбодриться смехом – отечественная традиция. Над кем и над чем посмеяться найдется всегда; главное – задать вектор. И вектор был задан: стиляги, бюрократы, пьяницы. Хотя над последними в стране всегда смеялись с нежностью и пониманием.
Потрясенная раскрытыми тайнами собственного прошлого, страна нуждалась в антидепрессантах. В цветовую гамму повседневности было решено добавить легкости и яркости. Гардероб и интерьер оживили пестрые аксессуары


Собственно, это была общая тенденция: полмира постепенно отходило от войны.

Кино продолжало предлагать зрителю полтора часа хохота. Уже не столь идеологизированного, но не менее громкого. Гениальные кинокартины 60-х до сих пор не утратили магию свободы, которой пронизаны.

Тотальный смех 70-х это сатира. Разрушительный в своей основе смех этих лет тщательно рассчитывал силы: пошатать осторожно, так, чтобы едва заметно качнулось, но ни в коем случае не упало! Любая критика, сотворенная смехом, не должна была обобщать. Утрированные негодяи были, но кое-где и порой.

В 80-е смех решили взять под усиленный контроль. КВН-щики, ранее резвившиеся экспромтом, стали следовать утвержденному сценарию. Одним из директивных средств обличительной сатиры стал «Фитиль».

От саркастической улыбки до регионального хохота – страна смеялась несколько десятилетий. Стране было смешно, а
советские люди считались самыми хмурыми в мире. В толпе любой страны советское лицо выделялось сосредоточенностью взгляда и сдвинутостью бровей.
Страна смеялась. А было ли ей весело? И вообще: смешно и весело – это одно и то же?