Можно по-разному относиться к массовой фотофиксации повседневного рациона, но вопрос, с чем связаны эти веяния, весьма интересен.
На первый взгляд, изменения обусловлены двумя причинами: улучшением эстетического вида блюд и совершенствованием фотографической техники.
Действительно, сейчас сервировке уделяется больше внимания, а красивая посуда и изысканное оформление блюд стали доступны всем – было бы желание элегантно питаться.
Благодаря технической эволюции фотокамер и стремительной миниатюризации устройств, приведшей к тому, что даже в небольшой смартфон может быть встроена высококачественная камера, теперь любой владелец телефона может ощутить себя профессиональным фотографом.
Если в советские годы каждый кадр был на вес золота, поскольку фотопленка имела ограниченный объем и требовала кропотливой обработки, то сейчас можно изготовить сколько угодно дублей в надежде, что хоть один из ста будет удачным.
И все-таки я думаю, что не только технический прогресс и эстетизация быта являются причинами популярности нового жанра фотографического искусства, посвященного повседневной личной жизни.
Да, чем визуально приятнее становится быт, тем большее распространение получает бытовая фотосъемка, в основе которой лежит документальная основа. Однако она была популярна и во времена СССР, просто для съемки выбирались другие объекты.
И объяснить выбор объекта можно только глубокими причинами. Они же дадут нам ответ на вопрос, почему сейчас многие стремятся запечатлевать еду.
Разгадка связана с изменениями в восприятии времени.
Советский человек был глубинно ориентирован на будущее. С плакатов и с телеэкранов ему постоянно напоминали о том, что «мы строим светлое будущее».
Наша цель – коммунизм!
Вперед – к победе социализма!
Досрочно выполним пятилетний план!
Все эти ментальные формулы нацеливали сознание на будущее, перемещая фокус внимания человека с «сегодня» на «завтра». Сегодняшний день не имел самостоятельной ценности – он рассматривался лишь как ступенька к вершине, в которой и был основной смысл.
Концепция отложенного счастья – вот, чем характеризовалась советская эпоха.
Установка «жить ради будущего» пронизывала все, включая домашнее фотографирование. Если взглянуть на содержимое домашних фотоальбомов, мы увидим множество замечательных образцов бытового жанра. Но что именно снимал советский фотолюбитель?
Преимущественно он снимал события, которые по полноте, яркости и уникальности момента могли в будущем претендовать на роль важных воспоминаний.
Свадьба, юбилей, поездка на курорт, встреча после многолетней разлуки – эти события воспринимались как достойные сохранения.
Поскольку возможности путешествовать были ограничены, каждая поездка становилась событием, но объемы того, что сейчас именуют «тревел фотографией», были несравнимо скромнее.
Распространенной формой отдыха был туризм и прочий досуг на природе, поэтому в каждом домашнем архиве есть фотокарточки, подобные этим.
Портреты, часто групповые, тоже запечатлевались ради будущего. Просто так люди не снимались. Обычно фотографирование происходило в какой-нибудь знаменательный день, то есть по (достойному) поводу. В качестве основных поводов выступали государственные праздники и дни рождения.
Уличная фотография имела смысл только в том случае, если на фоне городской архитектуры усаживался человек.
Крайне редко люди фотографировались на работе. Работа олицетворяла будни, и потому оказывались в объективе только ради того, чтобы потом висеть на производственном стенде.
Случайность или спонтанный момент, попавшие в объектив, считались промахом и делали кадр неудачным. «Здесь и сейчас» не культивировалось и не воспринималось как стоящее внимания фотолюбителя.
Теперь все изменилось кардинальным образом.
Живи сегодняшним днем!
Здесь и сейчас!
Наслаждайся моментом!
Пожелания хорошего дня и хорошего вечера…
Все эти формулы отражают современное отношение к прошлому, настоящему и будущему: первое и последнее потеряли прежний вес, а второе стало целью и смыслом.
И эти перемены объясняют, почему еда стала столь популярным объектом съемки.
Еда, пожалуй, самое мимолетное, что есть в настоящем. Пирожное замысловатой формы или кофейная пенка – вот они есть, и вот их уже нет.
Что может лучше олицетворять сиюминутное настоящее?
Разумеется, я говорю не о так называемой «фуд съемке», а исключительно о некоммерческой любительской фотографии.
Итак, причина массового фотографирования еды – не только технический прогресс. Новая культура, в отличие от культуры советского периода, сформировала новые представления о времени, а фотография лишь оформила и упорядочила это восприятие. Выступившее на первый план настоящее приобрело самоценность, и если для советского человека смысл сегодняшнему дню придавало светлое будущее и славное (героическое) прошлое, то теперь именно настоящее стало неповторимым и прекрасным.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →