Этому поколению выпало самое лучшее время для роста и взросления. С одной стороны, они застали положительные моменты, которыми характеризовалась уходящая советская эпоха и которые по инерции еще сохранялись до конца 1990-х годов, а с другой – им удалось избежать ее дефектов и пороков.
Их знания носят обширный и весьма систематизированный характер.
Тридцатилетние еще помнят всю школьную программу, но уже активно используют знания, полученные в вузе и на практике.
Обращаю внимание: я говорю только о тех, кто пошел в школу не позднее 1999 года!
Если взять в качестве примера моего зятя, то он просто супермозг. При таком зяте я могу без всякого риска для репутации сдать в макулатуру всю домашнюю библиотеку и отключить интернет - если мне понадобятся какие-то сведения, я просто позвоню зятю. И дело не столько в том, что он эрудирован и начитан, сколько в его умении добывать информацию. О чем бы ни шла речь, ему достаточно четверти часа, чтобы собрать все необходимые сведения, провести их анализ и сделать выводы, которые будут перекликаться с выводами, сделанными моими сверстниками, длительно занимающимися исследуемым вопросом.
Умение и желание думать – вот ценное качество, которым обладают 30-летние.
Когда я их слушаю, я понимаю, что они на голову выше нас, и что именно им, тридцатилетним, должны принадлежать руководящие посты.
И дело не только в том, что в определенном возрасте у подавляющего большинства людей начинается когнитивная инволюция. Если проанализировать умственную продуктивность значительной части представителей моего поколения, то придется признать, что у многих не только давно опустошен запас знаний, но и утрачена главная активность - познавательная.
Неумение и, главное, нежелание думать - вот наши основные проблемы, и не стоит их отрицать.
При всех талантах и амбициях мы уступаем тридцатилетним в стратегическом планировании, в скорости мыслительного потока, в широте представлений. Они говорят на литературном русском языке, грамотно пишут, легко переводят тексты, стремительно пополняют свой лексикон, но всегда используют понятные собеседнику синонимы.
Те немногие из нас, кто способен рассуждать, делать собственные выводы и не принимать на веру сказанное телевизором, в большинстве случаев приобрели эти навыки после 30 лет, а то время как нынешние тридцатилетние уже лет десять как обладают всеми этими способностями.
Рассуждая о возрастных различиях, я имею в виду только психически здоровую популяцию, и не учитываю ментальных инвалидов, число которых является стабильным для всех поколений.
Перечисляя достоинства советского школьного образования, нередко упоминают фундаментальность. Друзья, давайте не будем заниматься самообманом. Нас учили так, чтобы наши фундаментом было послушное следование марксистско-ленинской идеологии, в которой было очень мало от марксизма и очень много от тоталитаризма.
Иногда мне кажется, что мы, школьники 1970-80-х годов, проехались по школьной программе транзитом, и все, что осело в наших умах, либо зацепилось случайно, либо связано с будущим профессиональным образованием и профессиональными интересами.
Мой муж может мгновенно ответить на любой вопрос из области математики или физики (потому что в 1988 году он закончил МИФИ), но если я поинтересуюсь чем-то, относящимся к школьной программе по истории, он посетует на плохую память (как обычно, чтобы я не чувствовала себя неучем).
И я, будучи прилежной ученицей, уверенно владею всеми профессиональными знаниями, но свою общешкольную подготовку оцениваю не выше, чем на «удовлетворительно».
Обучение же детей, ныне ставших тридцатилетними, было более правильным – проблемным, то есть прививающим умение видеть внутренние противоречия и творчески осваивать знания.
В связи с этим я думаю, что напрасно повысили возраст выхода на пенсию.
Вот у меня, например, производственного задора осталось ровно на два года и три месяца. Если бы старые правила не отменили, как только закончился бы мой задор, мне бы вручили похвальный лист и, дружески хлопнув по плечу, проводили на заслуженный отдых.
Но теперь все иначе: отдых будет заслужен, а до похвальной грамоты еще плюс пять лет.
Жизненный опыт – полезная и занятная вещь, но геронтократия – не только неприглядное, но и весьма опасное явление.
Культ зрелости, практиковавшийся на нашей территории десятилетиями, показал свою неэффективность. Застой в мозгах отдельной личности неизбежно приводит к застою в системе, и в этой закономерности нет ничего дискриминационного, если вовремя покинуть утепленное место и заменить пассивный труд на активный отдых.