Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Category:

Масштабно и загадочно

Эту картину знают все. Немногие рассмотрели ее в деталях, но почти все при слове «явление» легко продолжают фразу.


Удивительное дело: картина создавалась в Италии на протяжении 20 лет! Ее размеры поражают - 5,4 м х 7,5 м.

Чтобы образы были точны, художник сделал несколько сотен эскизов, многие из которых были куплены для разных коллекций как самостоятельные живописные произведения. Удачное композиционное решение и модели для «толпы» подбирались кропотливо все эти долгие годы.

Двадцать лет – и так и не закончил в полной мере!

javl1_1.jpg

Примечательно, что центральная фигура, самая важная и значимая, имеет наименьший размер. Христос – единственный персонаж, который отрешен от происходящего и не взаимодействует с ситуацией. Иванов пренебрег советами отца и не стал изображать около Спасителя голубя и облако.

Художник дружил с Н.В. Гоголем и постоянно советовался с ним в процессе создания полотна. Своего друга он изобразил на последнем варианте картины ближе всех к центральному персонажу.

Это не просто «черты» - это точный, прямой портрет писателя. В отличие от окружающих, Гоголь одет в темную (коричневую) одежду.

javl2_1.jpg

Один из эскизов, где Гоголь больше похож на привычные нам портреты

javl3_1.jpg

Чтобы зритель не метался взором в поисках портрета писателя, на Гоголя указывает старик, идущий позади.

javl4_1.jpg

Однако и этого показалось Иванову мало. Тогда он придал характерные черты внешности писателя «дрожащему отцу» и «рабу».

javl5_1.jpg

javl6_1.jpg

Это единственные два героя картины, на лице которых есть улыбка. Улыбку раба Иванов объяснял так: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада». Тема рабства была актуальна для России, ведь формально оно было отменено только через 3 года после смерти художника.

«Старца, стоящего в воде» в процессе работы над картиной художник «переодевал» неоднократно. В конце работы у Иванова не хватило сил, чтобы привести в соответствие цвет одежды и цвет ее отражения в воде.

javl7_1.jpg

Моделью для образа Иоанна Крестителя сначала послужила худощавая женщина. Затем Иванов добавил к женскому облику черты модели-юноши. Эта фигура – самая большая по размеру. Для усиления визуального эффекта художник изображает Иоанна Крестителя с поднятыми руками, что дополнительно привлекает взгляд зрителя.

javl8_1.jpg

Автопортрет – прием, традиционный для живописи - также присутствует. Иванов изобразил себя в роли странника в серой шляпе. Это самый незаметный, но и самый внимательный персонаж. Иванов написал себя таким, каким был: внимательно запоминающим детали, которые должны быть потом в точности перенесены на полотно.

javl9_1.jpg

К концу работы Иванов практически потерял веру. Из-за сложного душевного состояния он решил прекратить работу над полотном. До официального признания картины живописец не дожил совсем чуть-чуть. Через несколько часов после смерти художника от холеры, полотно было куплено Александром II за 15.000 рублей (хотя сначала царь предложил 10.000 в нарушение предварительной договоренности о 20.000) и передано Румянцевскому музею.

Для этой картины строились специальные павильоны и залы. Причем – неоднократно. Когда Румянцевский музей переехал из Санкт-Петербурга в Москву, для экспозиции картины был выстроен отдельный павильон. После расформирования музея полотно было передано в Третьяковскую галерею, где к 1932 году завершилась постройка зала, специально предназначенного для «Явления Христа народу». Там картина находится до сих пор.


Tags: искусство
Subscribe

Posts from This Journal “искусство” Tag

  • Почему мы любим английские сериалы?

    Время карантина, или, как его часто называют - самоизоляции, стало для меня периодом, в котором наконец-то в полной мере реализовался принцип,…

  • Незабытые

    В сожалению, вслед за милым «Гранчестером» завершился и последний сезон еще одного замечательного сериала – «Незабытый». Муж утешает меня тем, что…

  • Сериалы: рекомендую и не очень

    Последовательно смотреть британские и скандинавские сериалы, в которых показана середина прошлого века, мы стали почти случайно. В первые дни…

  • Кино 1968 года

    Идея сделать неделю, предшествующую дню рождения, кинонеделей, пришла мне случайно. Просто пришла и все. Я посмотрела список фильмов, вышедших на…

  • Любите ли вы Дейнеку?

    В творчестве Александра Дейнеки есть одна занимательная особенность: художник нередко разрезал свои монументальные полотна на части, делая из одной…

  • Герои и не-герои

    Не люблю двойные стандарты, когда к «своим» и к «чужим» подходят с разными мерками. И масштаб, на который распространяются двойственные оценки, в…

  • Не сходить на Поленова

    В отличие от тысяч сограждан, которые посетили выставку картин Василия Поленова, приуроченную к 175-летию со дня рождения художника, я на этой…

  • При ближайшем рассмотрении

    Ну, вот так всегда… Стоит присмотреться к объекту своей симпатии повнимательнее, как в нем начинают обнаруживаться дефекты. Конечно, знанием о них…

  • На чем рос советский ребенок

    Когда кто-то говорит, что советские дети росли на отечественной культурной продукции, я не могу с этим согласиться. Как классический советский…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments