Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Category:

Масштабно и загадочно

Эту картину знают все. Немногие рассмотрели ее в деталях, но почти все при слове «явление» легко продолжают фразу.


Удивительное дело: картина создавалась в Италии на протяжении 20 лет! Ее размеры поражают - 5,4 м х 7,5 м.

Чтобы образы были точны, художник сделал несколько сотен эскизов, многие из которых были куплены для разных коллекций как самостоятельные живописные произведения. Удачное композиционное решение и модели для «толпы» подбирались кропотливо все эти долгие годы.

Двадцать лет – и так и не закончил в полной мере!

javl1_1.jpg

Примечательно, что центральная фигура, самая важная и значимая, имеет наименьший размер. Христос – единственный персонаж, который отрешен от происходящего и не взаимодействует с ситуацией. Иванов пренебрег советами отца и не стал изображать около Спасителя голубя и облако.

Художник дружил с Н.В. Гоголем и постоянно советовался с ним в процессе создания полотна. Своего друга он изобразил на последнем варианте картины ближе всех к центральному персонажу.

Это не просто «черты» - это точный, прямой портрет писателя. В отличие от окружающих, Гоголь одет в темную (коричневую) одежду.

javl2_1.jpg

Один из эскизов, где Гоголь больше похож на привычные нам портреты

javl3_1.jpg

Чтобы зритель не метался взором в поисках портрета писателя, на Гоголя указывает старик, идущий позади.

javl4_1.jpg

Однако и этого показалось Иванову мало. Тогда он придал характерные черты внешности писателя «дрожащему отцу» и «рабу».

javl5_1.jpg

javl6_1.jpg

Это единственные два героя картины, на лице которых есть улыбка. Улыбку раба Иванов объяснял так: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада». Тема рабства была актуальна для России, ведь формально оно было отменено только через 3 года после смерти художника.

«Старца, стоящего в воде» в процессе работы над картиной художник «переодевал» неоднократно. В конце работы у Иванова не хватило сил, чтобы привести в соответствие цвет одежды и цвет ее отражения в воде.

javl7_1.jpg

Моделью для образа Иоанна Крестителя сначала послужила худощавая женщина. Затем Иванов добавил к женскому облику черты модели-юноши. Эта фигура – самая большая по размеру. Для усиления визуального эффекта художник изображает Иоанна Крестителя с поднятыми руками, что дополнительно привлекает взгляд зрителя.

javl8_1.jpg

Автопортрет – прием, традиционный для живописи - также присутствует. Иванов изобразил себя в роли странника в серой шляпе. Это самый незаметный, но и самый внимательный персонаж. Иванов написал себя таким, каким был: внимательно запоминающим детали, которые должны быть потом в точности перенесены на полотно.

javl9_1.jpg

К концу работы Иванов практически потерял веру. Из-за сложного душевного состояния он решил прекратить работу над полотном. До официального признания картины живописец не дожил совсем чуть-чуть. Через несколько часов после смерти художника от холеры, полотно было куплено Александром II за 15.000 рублей (хотя сначала царь предложил 10.000 в нарушение предварительной договоренности о 20.000) и передано Румянцевскому музею.

Для этой картины строились специальные павильоны и залы. Причем – неоднократно. Когда Румянцевский музей переехал из Санкт-Петербурга в Москву, для экспозиции картины был выстроен отдельный павильон. После расформирования музея полотно было передано в Третьяковскую галерею, где к 1932 году завершилась постройка зала, специально предназначенного для «Явления Христа народу». Там картина находится до сих пор.


Tags: искусство
Subscribe

Posts from This Journal “искусство” Tag

  • Ностальгия по доверию

    Я очень люблю смотреть эстрадные концерты советского периода, когда у нас еще не было шоу-бизнеса. Точнее – он у нас уже был, но мы, зрители, об этом…

  • Не могу оторваться

    Вот уже который вечер я не могу оторваться (и оторвать мужа) от сериала «Вера», названного по имени главной героини, старшего инспектора криминальной…

  • Встреча с прекрасным

    На днях я совершенно случайно освободилась на час раньше и «по заданию редакции» отправилась на встречу с прекрасным. В чем состояло задание,…

  • Убийца на все сезоны

    Предупреждаю: этот пост – настоящий спойлер, потому что в конце я скажу вам, кто убийца! Всем, кто не желает этого знать, рекомендую немедленно…

  • Фильм в синих тонах

    Я теперь немножко киноман, поскольку карантин оставил на добрую память о себе желание смотреть медленное кино. Раньше, до карантина, я предпочитала…

  • Уже не то

    Маршрут моей воскресной прогулки проходит мимо нескольких театров. Лето – не театральный сезон, и каждый год с середины августа я начинаю мечтать о…

  • Бесцеремонность кинопрокатчиков

    Мне кажется, что в прокат картина должна выходить с тем названием, которое ей дали авторы. На мой взгляд, это - очевидно. Однако у прокатчиков,…

  • Мэпп и Лучия

    Прошло две недели, но во мне до сих пор сохраняется эмоциональный след от одного мини-сериала, который мы начали смотреть без особой надежды на яркие…

  • Великое ограбление и огромная любовь

    Еще раз спасибо карантину: я уже два месяца как знаю, что такое Великое ограбление поезда. И если вы тоже хотите это знать и хотите насладиться…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments