Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Масштабно и загадочно

Эту картину знают все. Немногие рассмотрели ее в деталях, но почти все при слове «явление» легко продолжают фразу.


Удивительное дело: картина создавалась в Италии на протяжении 20 лет! Ее размеры поражают - 5,4 м х 7,5 м.

Чтобы образы были точны, художник сделал несколько сотен эскизов, многие из которых были куплены для разных коллекций как самостоятельные живописные произведения. Удачное композиционное решение и модели для «толпы» подбирались кропотливо все эти долгие годы.

Двадцать лет – и так и не закончил в полной мере!

javl1_1.jpg

Примечательно, что центральная фигура, самая важная и значимая, имеет наименьший размер. Христос – единственный персонаж, который отрешен от происходящего и не взаимодействует с ситуацией. Иванов пренебрег советами отца и не стал изображать около Спасителя голубя и облако.

Художник дружил с Н.В. Гоголем и постоянно советовался с ним в процессе создания полотна. Своего друга он изобразил на последнем варианте картины ближе всех к центральному персонажу.

Это не просто «черты» - это точный, прямой портрет писателя. В отличие от окружающих, Гоголь одет в темную (коричневую) одежду.

javl2_1.jpg

Один из эскизов, где Гоголь больше похож на привычные нам портреты

javl3_1.jpg

Чтобы зритель не метался взором в поисках портрета писателя, на Гоголя указывает старик, идущий позади.

javl4_1.jpg

Однако и этого показалось Иванову мало. Тогда он придал характерные черты внешности писателя «дрожащему отцу» и «рабу».

javl5_1.jpg

javl6_1.jpg

Это единственные два героя картины, на лице которых есть улыбка. Улыбку раба Иванов объяснял так: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада». Тема рабства была актуальна для России, ведь формально оно было отменено только через 3 года после смерти художника.

«Старца, стоящего в воде» в процессе работы над картиной художник «переодевал» неоднократно. В конце работы у Иванова не хватило сил, чтобы привести в соответствие цвет одежды и цвет ее отражения в воде.

javl7_1.jpg

Моделью для образа Иоанна Крестителя сначала послужила худощавая женщина. Затем Иванов добавил к женскому облику черты модели-юноши. Эта фигура – самая большая по размеру. Для усиления визуального эффекта художник изображает Иоанна Крестителя с поднятыми руками, что дополнительно привлекает взгляд зрителя.

javl8_1.jpg

Автопортрет – прием, традиционный для живописи - также присутствует. Иванов изобразил себя в роли странника в серой шляпе. Это самый незаметный, но и самый внимательный персонаж. Иванов написал себя таким, каким был: внимательно запоминающим детали, которые должны быть потом в точности перенесены на полотно.

javl9_1.jpg

К концу работы Иванов практически потерял веру. Из-за сложного душевного состояния он решил прекратить работу над полотном. До официального признания картины живописец не дожил совсем чуть-чуть. Через несколько часов после смерти художника от холеры, полотно было куплено Александром II за 15.000 рублей (хотя сначала царь предложил 10.000 в нарушение предварительной договоренности о 20.000) и передано Румянцевскому музею.

Для этой картины строились специальные павильоны и залы. Причем – неоднократно. Когда Румянцевский музей переехал из Санкт-Петербурга в Москву, для экспозиции картины был выстроен отдельный павильон. После расформирования музея полотно было передано в Третьяковскую галерею, где к 1932 году завершилась постройка зала, специально предназначенного для «Явления Христа народу». Там картина находится до сих пор.


Tags: искусство
Subscribe

Posts from This Journal “искусство” Tag

  • Концерт по случаю

    Надеюсь, вы помните (и, вспоминая, не смеетесь) мои восторги по поводу праздничного концерта, который был устроен в Кремлевском дворце в честь…

  • Маленькие театральные хитрости

    Если вы ходите в театр так же часто, как я, вам могут быть полезны маленькие хитрости, которыми я изредка пользуюсь. Если вы – настоящий театрал,…

  • Независимый отзыв

    Я заметила, что большинство рецензий, размещенных в интернете, пишутся на заказ. Заинтересованная контора вручает будущему рецензенту билет на…

  • Про консерваторию

    Не помню, бывала ли я в залах московской консерватории в детстве. Посещение концертов обычно выпадало на каникулярный период, а в каникулы я часто…

  • Тут вам не Майами

    Побывала в пятницу на фортепианном концерте в камерном зале. Не столь важно, как называется весь концертный комплекс, но важно, что зал – камерный,…

  • Волцы и овки

    Если вы до сих пор думаете, что мир состоит из хороших и плохих людей (с преобладанием первой или второй категории), то вам нужно перечитать или…

  • Ни слова о саде

    В области драматургии я – фанат Островского. Несмотря на то, что есть еще две пьесы других авторов, которые я стараюсь смотреть во всех постановках –…

  • Художник и время

    Как ни стараюсь, но разделить произведение и автора я не могу. Для меня всегда важна личность создателя – художника, писателя, композитора. Я не…

  • Весь мир - театр

    …и если вы с этим согласны, то сегодня уверенно можете отметить свой праздник – Всемирный день театра. Во времена Шекспира, с одной из фраз…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments