Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Масштабно и загадочно

Эту картину знают все. Немногие рассмотрели ее в деталях, но почти все при слове «явление» легко продолжают фразу.


Удивительное дело: картина создавалась в Италии на протяжении 20 лет! Ее размеры поражают - 5,4 м х 7,5 м.

Чтобы образы были точны, художник сделал несколько сотен эскизов, многие из которых были куплены для разных коллекций как самостоятельные живописные произведения. Удачное композиционное решение и модели для «толпы» подбирались кропотливо все эти долгие годы.

Двадцать лет – и так и не закончил в полной мере!

javl1_1.jpg

Примечательно, что центральная фигура, самая важная и значимая, имеет наименьший размер. Христос – единственный персонаж, который отрешен от происходящего и не взаимодействует с ситуацией. Иванов пренебрег советами отца и не стал изображать около Спасителя голубя и облако.

Художник дружил с Н.В. Гоголем и постоянно советовался с ним в процессе создания полотна. Своего друга он изобразил на последнем варианте картины ближе всех к центральному персонажу.

Это не просто «черты» - это точный, прямой портрет писателя. В отличие от окружающих, Гоголь одет в темную (коричневую) одежду.

javl2_1.jpg

Один из эскизов, где Гоголь больше похож на привычные нам портреты

javl3_1.jpg

Чтобы зритель не метался взором в поисках портрета писателя, на Гоголя указывает старик, идущий позади.

javl4_1.jpg

Однако и этого показалось Иванову мало. Тогда он придал характерные черты внешности писателя «дрожащему отцу» и «рабу».

javl5_1.jpg

javl6_1.jpg

Это единственные два героя картины, на лице которых есть улыбка. Улыбку раба Иванов объяснял так: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада». Тема рабства была актуальна для России, ведь формально оно было отменено только через 3 года после смерти художника.

«Старца, стоящего в воде» в процессе работы над картиной художник «переодевал» неоднократно. В конце работы у Иванова не хватило сил, чтобы привести в соответствие цвет одежды и цвет ее отражения в воде.

javl7_1.jpg

Моделью для образа Иоанна Крестителя сначала послужила худощавая женщина. Затем Иванов добавил к женскому облику черты модели-юноши. Эта фигура – самая большая по размеру. Для усиления визуального эффекта художник изображает Иоанна Крестителя с поднятыми руками, что дополнительно привлекает взгляд зрителя.

javl8_1.jpg

Автопортрет – прием, традиционный для живописи - также присутствует. Иванов изобразил себя в роли странника в серой шляпе. Это самый незаметный, но и самый внимательный персонаж. Иванов написал себя таким, каким был: внимательно запоминающим детали, которые должны быть потом в точности перенесены на полотно.

javl9_1.jpg

К концу работы Иванов практически потерял веру. Из-за сложного душевного состояния он решил прекратить работу над полотном. До официального признания картины живописец не дожил совсем чуть-чуть. Через несколько часов после смерти художника от холеры, полотно было куплено Александром II за 15.000 рублей (хотя сначала царь предложил 10.000 в нарушение предварительной договоренности о 20.000) и передано Румянцевскому музею.

Для этой картины строились специальные павильоны и залы. Причем – неоднократно. Когда Румянцевский музей переехал из Санкт-Петербурга в Москву, для экспозиции картины был выстроен отдельный павильон. После расформирования музея полотно было передано в Третьяковскую галерею, где к 1932 году завершилась постройка зала, специально предназначенного для «Явления Христа народу». Там картина находится до сих пор.


Tags: искусство
Subscribe

Posts from This Journal “искусство” Tag

  • Суд народа

    Третьяковская галерея загадала мне очередную загадку: как я могла столько раз пройти мимо этой картины, обратив внимание не на нее, а на полотна, что…

  • Два завтрака

    Французский символист Морис Дени написал свой «Завтрак» в 1901 году. Простота форм и бледность красок – вот что Дени считал основой того искусства,…

  • Образ вождей

    Когда я последний раз была в Третьяковской галерее, мое внимание привлекли две картины, на которых отечественные вожди были изображены несколько…

  • О роли садового инвентаря

    Есть картины, на которые хочется смотреть долго. Они как будто вступают в беззвучный диалог со зрителем или обращаются к нему с вопросом, и просто…

  • Как создать премьеру

    На днях я присутствовала на экзамене по актерскому мастерству в одном из театральных вузов. Поскольку студенты обучаются творческой профессии,…

  • Галерейные впечатления

    Поскольку торжественно приближается день моего возвращения к активной трудовой деятельности, я решила проверить свою способность к самостоятельному…

  • Как попасть в школьную программу

    Очевидно: из множества талантливых писателей и поэтов, живших в последние столетия, «вечную славу» получили лишь несколько десятков. Они же вошли во…

  • Женщина среди мужчин

    В мужском мире женскому таланту нужно быть очень выразительным – в противном случае его не ждет ничего хорошего… Доказывать свое право на творчество…

  • Жизнь одного джентльмена

    Знатное происхождение, благополучное детство, престижное образование, солидное наследство – о чем еще может мечтать джентльмен? Джентльмен может…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments