Когда я в первый раз оказалась на косе (это было шесть лет назад), меня поразило увиденное. Точнее – несовпадение реальности с ожиданиями. Не знаю почему, но мне казалось, что коса – это узкая песчаная насыпь, лишенная растительности. Очевидно, я ехала плохо подготовленной…
Неожиданным открытием стала не только красота местного ландшафта, но и его уникальность: она была создана не только природой, но и человеком.
Представляете? Это рукотворный природный феномен, не имеющий аналогов.
Сухим языком, Куршская коса – это самая большая на Земле песчаная пересыпь, разделяющая пресный Куршский залив и соленое Балтийское море. Вся коса – это песок с очень тонким плодородным слоем. А не сухим языком – это прекраснейшее место, на котором хочется быть, быть, быть…
Сейчас, когда я могу оказаться на косе всего через пять минут после выхода из дома, я гуляю на ней каждый день, и всякий раз - с большой радостью. И в последние два дня, когда у нас выпал снег, чтобы окончательно реабилитировать в моих глазах зиму.


Все фотографии сделаны вчерашним утром.


Гулять можно с обеих сторон дюн: как по берегу моря, так и по лесу.

Для приятной прогулки главное – перчатки и сумочка (в ней айфон и платок).
Конечно, на мне еще теплая куртка, шапочка, джинсы и полусапожки, но их я снимать не стала.

Куршская коса – место одновременно величественное и уязвимое. Над ней всегда висит угроза постепенного исчезновения, и вся ее история продолжительностью более пяти тысяч лет – сплошная драма. Начиная с XIX века люди ведут работы на ее защите от ветра и волн. Способы защитить косу с помощью посадок придумали талантливые немецкие лесоводы Франц Эфа и Мюллер (Мюллер был главным лесничим Кёнигсбергского управления лесами). Их имена сейчас носят одни из самых красивых дюн, но дойти до них пешком из дома нельзя (далеко), а продолжатели дела Эфа и Мюллера сейчас носят российское гражданство.
К слову, не прерывается и работа старейшей в Европе орнитологической станции, которую ровно 120 лет назад - 1 января 1901 года - основал немецкий любитель птиц Иоганн Тинеман.
Кроме насаждений, главная функция которых – удержание песка, вдоль дюн установлены специальные барьеры из веток. Их задача – зафиксировать дюны и не дать им перемещаться.

Издалека может показаться, что ветви накиданы случайным образом. На самом деле, это не так – они скреплены в квадратные ячейки.


Напор волн, которые иногда здесь бывают очень высокими, призваны сдержать бетонные тетраподы. Их конструкция не только рассеивает силу волны, но и препятствует оползням и наступлению моря на сушу.


Тетраподы – любимое место мыслителей и созерцателей. Любой местный философ может забраться на них, чтобы размышлять, глядя вдаль.

С этим мыслителем я не знакома, поэтому не могу сказать, о чем он думает, но этот кадр напоминает мне картину «Странник над морем тумана» Каспара Давида Фридриха.
Сейчас вся коса – национальный парк, который состоит из двух равных частей. Русская часть парка называется «Куршская коса», литовская – «Куршю Нерия».
Парк открыт круглосуточно. Въезд на автомобиле платный, а пешком можно входить на косу даром. Но для всех установлены единые правила.

Даже в самых смелых моих фантазиях отсутствовал такой сценарий – жить в основании Куршской косы. То, что я узнала это место, и то, что мы можем здесь жить – большая удача.
Мне всегда нравилась северная природа и Прибалтика. Я не променяю их ни на какие южные красоты и теплые моря. Здесь, в этих прохладных, но ласковых местах, мое сердце, и я бесконечно счастлива в этих простых прогулках вдоль берега.
