Подвох состоял в намеке, что заниматься в поселке таунхаусов нечем. Иными словами, там нечего делать, в отличие от столицы, где за каждым углом жителей поджидает увлекательное дело.
На самом деле, вопрос «чем заниматься», то есть чем заполнить время, весьма актуален, ведь в случае, если заполнить его не получится, возникнет неприятное ощущение скуки и пустоты.
Когда человек появляется на свет, в свое распоряжение он получает время (много времени!), и это время нуждается в постоянном структурировании.
Если предоставить ему возможность течь самому по себе, оно так и утечет параллельным потоком, оставив нас на берегу.
В начале жизни время структурируют родители и другие взрослые, в чьем распоряжении оказывается малыш. Проходит несколько лет, и каждый из нас обретает самостоятельность, а вместе с ней - проблему использования времени.
Наблюдая за двухлетними детьми, можно увидеть, кто из них умеет занять себя (то есть структурировать время, оказавшееся в их личном распоряжении), а кто нет. К сожалению, на выходе из детства большинство людей не обладают таким полезным умением и нуждаются в постоянном контроле того, каким образом они используют время.
Не полагаясь на благоразумие граждан, общество заранее позаботилось о внешних механизмах структурирования нашего жизненного времени. Для этого придуманы: работа (у многих работников она почти или полностью лишена общественной пользы, но зато занимает их в течение дня, года и трудоспособной жизни); образовательные учреждения, которые требуется посещать от сих до сих, и которые обеспечивают загрузку свободного времени, четко указывая, когда ученики должны сидеть за уроками, когда отдыхать от уроков, а когда наслаждаться внеклассным чтением на каникулах (внеклассное чтение, по сути, лишено какого-либо смысла, кроме того, чтобы занять школьника летом).
Любой временной цикл типа будни/выходные, работа/отпуск, учеба/каникулы предназначен для того, чтобы облегчить людям использование времени, и когда цикл сбивается, у многих возникают стрессовые расстройства.
Например, внезапное увольнение может стать серьезной драмой, и вовсе не потому, что исчезает источник дохода (многих работников категорически не устраивает размер жалования). Главный груз, который ложится на человека – необходимость самому принимать решения, куда девать время, и чем себя занять.
Большинство дам находится в привилегированном положении: структурирование времени у них упрощено за счет домашних хлопот, и любая чистоплотная хозяйка всегда легко решит проблему лишних часов.
Преимущества есть и у тех, кто имеет хобби – они могут убивать полдня ежедневно, занимаясь своим увлечением.
Конечно, у молодых родителей, а также лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, структурирование времени также осуществляется за счет внешних потребителей их сил.
Но даже эти титанические усилия школ, университетов, офисов, детей и капризных родственников не в состоянии заполнить весь день. В распоряжении человека обычно остается некоторое личное время, часть которого используется на прожиточный минимум: поспать, поесть, помыться.
И даже после отъема этой части суток остается не заполненное никакими предписанными свыше активностями время – досуг. И когда задается вопрос «чем там вообще заниматься», скорее всего, речь идет о нем.
Если для работающего человека использование вечера с понедельника по четверг не представляет трудностей (вечера посвящены восстановлению сил и чистке «перьев»), все равно остается проблема: куда девать выходные?
Скука – вот, что заполняет досуг, если мы не побеспокоимся о том, чтобы занять его чем-то более веселым. А из скуки проистекают придирки (к себе, к окружающим, к судьбе), алкоголизм и прочие опасные глупости.
Муки безделья и трагическая пустота дней – вот, чего многие так боятся.
Именно эти страхи гонят их вон из дома и вон из маленьких населенных пунктов.
Периодически обнаруживающийся избыток времени, не отменяющий его быстротечности, пугает тех, кто не умеет быть наедине с собой, не имеет хобби, не любит те обстоятельства, в которых живет. И дело не в том, в каком месте он проживает – дуреть от скуки можно везде. И даже там, где есть активная анимация (чаще – иллюзорная), со временем она перестает отвлекать от внутренней пустоты.
Умение занять себя и самостоятельно структурировать свое время – очень полезный жизненный навык. Я никогда не испытываю скуки. Зная о ней понаслышке, могу представить, что это такое, но не могу испытать.
Мои дни в Зеленоградске похожи один на другой, но я чувствую полноту жизни. Думаю, что в вопросе «что там делать» второе слово – лишнее.
Часто ли вы испытываете скуку и пустоту жизни?
Часто ли вы испытываете скуку и пустоту жизни?