Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Category:

Ресторан и история страны

Теперь я знаю формулу идеальных новогодних каникул: гулять вдоль моря и смотреть кино (а в перерывах пить горячий чай). Список внеклассного кинопросмотра мне подсказывает телевизор, поскольку за показ кинофильмов «по просьбам зрителей» у нас отвечает муж, который сейчас работает в Москве.

И телевизор подсказал мне две прекрасные ленты: французскую комедию «Ресторан господина Септима» с блистательным Луи де Фюнесом и советскую комедию «Дайте жалобную книгу» с Ларисой Голубкиной в главной роли.

Обе – про рестораны, то есть на очень актуальную для эпидемии тему.


restoran_1.jpg

К слову, в Зеленоградске все кафе в торговых комплексах работают только «на вынос», а стационарные рестораны, пиццерии и кофейни – до 9 вечера, но свободных мест в них нет с самого утра.

Но вернемся к экрану…

На первый взгляд, «Ресторан господина Септима» и «Дайте жалобную книгу» не имеют ничего общего. Кажется, что сравнивать их – все равно, что искать сходство между ботинком и яблоком, однако мне кажется, что это - ошибочное впечатление.

Я думаю, что обе картины иллюстрируют попытку рестораторов извлечь выгоду из прошлого. Если это прошлое вызывает ностальгию и/или уважение, его стилистический образ эксплуатируется, принося новую прибыль; если же в прошлом нет того, чем можно похвастаться, то привлечь им клиентов не получится.

Я люблю оба фильма и всегда с удовольствием их пересматриваю, но лишь на днях обратила внимание на то, что они сняты практически одновременно («Дайте жалобную книгу» - в 1965-м, «Ресторан господина Септима» - в 1966-м), но в отечественном фильме московский «Одуванчик» подвергается критической обструкции, а во французской комедии ресторан представлен как образцовый. Почему?

Очевидно, что картины стратегически преследуют совершенно разные цели: одна призвана разоблачать мещанский стиль и популяризировать новые тенденции не только в дизайне, но и в сфере обслуживания, а другая – развлечь зрителя комическими ситуациями, и намекнуть, что трудоголизм – это тоже смешно.

И, тем не менее, у «Одуванчика» и ресторана месье Септима есть сходство.

Обе точки общественного питания расположены не в захолустье, а в столице. Они имеют сопоставимую вместимость и плотность посадки посетителей. Официанты одеты в униформу, а прием пищи сопровождается музыкальным аккомпанементом.

Главное, чем отличаются французский и советский рестораны – стиль и контингент, на который они рассчитаны. Если у Септима собирается изысканная публика, привыкшая к роскоши, которая ассоциируется у нее с благополучным прошлым, то «Одуванчик» предназначен для граждан, недавно (по историческим меркам) решительно разорвавшим со своей историей и не разбирающихся в тонкостях ресторанного сервиса. Как говорит персонаж Папанова о своей работе в «Одуванчике»: «Мы не для модерна работаем, а для советского простого человека».

Обслуживание класса «люкс», думаю, нравится всем клиентам, но у одних оно связано с воспоминаниями из прошлого, а у других – с разрывом с этим самым прошлым. Французы своим прошлым гордятся, поэтому ресторан Септима – успешный проект. Как относятся к 1930-50-м годам советские люди, видно по их отношению к «Одуванчику».

Очевидно, что дальнейшее процветание французского ресторана зависит от поддержания традиций и достигнутого премиум-уровня, а вот светлое будущее «Одуванчика», наоборот, возможно только в случае отказа от старых привычек.

Глядя на то, как сейчас оформляются рестораны, можно проследить эту закономерность и убедиться, что каждый стремится к коммерческому успеху, рассчитывая привлечь публику тем, что для нее важно. Это может быть «дорого-богато» или «как в Европе»; может напоминать «родную хату», которая была покинута в поисках лучшей судьбы; может напоминать «прованс», популярный у тех, кому не хватает тепла.

Каким бы ни был выбранный стиль, он будет либо продолжать прошлое, либо нарочито его перечеркивать – все зависит от сегодняшнего отношения к недавней истории. И можно сколько угодно воспевать достижения предков, вся правда будет сказана интерьерным стилем точек общепита. Если публика (та, что ходит в рестораны) по-настоящему гордится своим прошлым, рестораторы это почувствуют сразу, и в городе появятся национальные интерьеры.

Кстати, для поклонников шестидесятых обе ленты – бесценная энциклопедия того времени.

Tags: искусство, история
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Ах, октябрь

    Если внимательно читать старые газеты, то из одного объявления можно получить столько информации, сколько порой не содержится в целой книге.…

  • Не только про чай

    Отвечая на комментарии к посту о доступности кофе, я пообещала одному читателю зайти в наш легендарный магазин и справиться об определенной марке…

  • Домашнее платье

    Первое, что я делаю, возвращаясь домой с работы, иду в душ и переодеваюсь в домашнюю одежду. Если я останусь в том, в чем ходила на работу,…

  • Можно ли понять культурный код прошлого

    Самое интересное нередко написано мелким шрифтом, однако мы привыкаем читать заголовки и то, что бросается в глаза. В последний раз, когда я неспеша…

  • Всем ли доступен кофе

    Как правильно догадались мои проницательные читатели, вчера я отправилась в чайный магазин, который у меня ассоциируется с Англией и с Таней.…

  • Листая газеты…

    Четверг 9 января 1914 года выдался исключительно приятным для межевого инженера и надворного советника Ивана Лешкевича: высочайшим приказом он был…

  • Нищенская психология: кто с нами?

    В начале декабря 1888 года в журнале «Новое время» была опубликована статья без подписи. Автор предпочел остаться неизвестным, и даже не прибегнул к…

  • Смеяться быстро

    Отгадка на загадку из недавнего поста очень проста. Правильный ответ: анекдоты. Действительно, в «Подарке городским и сельским экономам» на новый…

  • Был ли новый год раньше?

    Отвечая на вопрос, размещенный в конце поста про предчувствие нового года, большинство читателей призналось, что пока не чувствуют приближение…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments