В середине десятилетия руководство партии пришло к выводу о необходимости покончить с застоем и придать стране социально-экономическое ускорение. До того, как был взят курс на «перестройку», новогодние открытки излучали оптимизм, внушающий широким слоям населения гордость за страну, после принятого решения идеологический цирк потерял всякий смысл.
Во второй половине десятилетия лучи многочисленных «прожекторов перестройки» стали выхватывать из скучной социальной действительности наиболее мрачные места, но поезд уже мчался под откос и думать, что новогодняя открыточная агитация сможет приостановить крушение, было бы слишком наивно.
Радикальное переустройство жизни, в итоге затронувшее всю систему, безусловно, было вынужденной мерой. Идеологическое давление ослабевало, и Новый год окончательно превратился в сугубо семейный праздник.
Что же можно увидеть на новогодних открытках, купленных в первой половине 1980-х?
Во-первых, агональные успехи советского спорта, которые были последней гордостью развитого социализма. Герой рисунка неслучайно изображен на коньках – конец советской эпохи ознаменовался доминированием отечественного фигурного катания в мире.

Во-вторых, промышленное домостроение, вошедшее в отечественную историю как время «брежневок». Рост претензий жильцов к качеству «хрущевок» стал причиной появления нового стандарта типового строительства, и на арене появились предвестники современных новостроек – что-то среднее между нормальной квартирой и малолитражкой.

Во второй половине восьмидесятых открыточные тенденции изменились. На фоне процветающей теневой экономики, огромного внутреннего долга, катастрофического снижения реальных доходов населения и невозможности государства выполнять свои обязательства перед гражданами новогоднее рисование достижений народного хозяйства выглядело бы карикатурным.
По инерции на открытках изображали Кремль, но теперь он не был главным героем праздничной ночи.

В свете новой, домашней, концепции праздника главными героями стали милые зверушки.

Уютные зимние пейзажи тоже поддерживали эту концепцию. Думаю, что когда кто-то испытывает ностальгию по «настоящей зиме», он рисует в своем воображении примерно такие виды.

К концу десятилетия на открытках появились первые признаки всеобщего увлечения астрологией, которая в рамках материалистического подхода всегда считалась лженаукой.
В 1980-е годы астрология в СССР была легализована, что и нашло свое отражение на новогодних открытках.

И красные колпачки на задорных гномах (?) тоже можно считать признаком заметного потепления отношений с Западом.

1980-е – время, когда люди перестали скрывать заинтересованность в комфортабельности и устроенном быте. Если «шестидесятники» смеялись над мещанами и презирали вещизм, «семидесятники» приспосабливались к тотальному дефициту, то «восьмидесятники» уже не стеснялись своей зависимости от вещей и воспевали эстетику быта.
Новогодние композиции – тренд семидесятых, продолжали пользоваться популярностью.
Они были доступны для самостоятельного изготовления и вносили разнообразие в скучный быт.
На некоторых открытках, выполненных в технике фотографии, хозяйки могли узнать посуду из своего серванта.

Эстетика обеспеченной жизни теперь была представлена малыми формами.
Итак, мы совершили с вами путешествие в новогоднее прошлое.
Повторюсь: у меня нет коллекции поздравительных открыток, которая бы исчерпывающе и всесторонне освещала историю. Я показала то, что по каким-то причинам осталось не отправленным в шестидесятые, семидесятые и восьмидесятые годы – остатки активной переписки, которая была нормой советской жизни…
