Советские открытки с незатейливой надписью «С Новым годом!» сейчас можно приобрести совершенно свободно. Некоторые их даже коллекционируют!
У меня все открытки – из детства. Они покупались в почтовых отделениях и, позднее, в книжных магазинах в те годы, когда были выпущены. Накануне праздника мы всегда покупали много открыток – часть из них отправлялась адресатам, а часть по какой-то причине оставалась (видимо, открытки приобретались с запасом). Так у нас сформировалась домашняя коллекция, которую теперь можно только рассматривать, погружаясь в теплые ностальгические воспоминания.
Я не считаю советское прошлое потерянным раем. Для меня это детство и юность – не более того. И я бы не хотела возвращаться в то время – ни в детство, ни в период «развитого социализма».
Но кое-что из прошлого мне нравится, и поздравительные открытки, как и сама традиция обмениваться ими по праздникам – один из приятных моментов.
Очевидно, что большинство этих открыточных сюжетов являются изобразительными клише, отражающими свою культурно-историческую эпоху.
В отличие от открыток, знаменовавших очередную годовщину Октябрьской революции, в новогодних почтовых карточках нет официоза, и поэтому они выглядят тепло и весело.

Очень интересно наблюдать, как из десятилетия в десятилетие менялись темы, ценности и стиль рисунка. История жизни – вот, что такое новогодние открытки! И несмотря на то, что я никогда не увлекалась коллекционированием и не стремилась иметь дома полиграфических представителей каждого времени, даже то, что есть, исчерпывающе иллюстрирует время.
Итак, шестидесятые – первое десятилетие, в конце которого я родилась.
В 1960-е годы телевидение стало доступным для большинства советских людей, поэтому на новогодних открытках красовались Останкинская башня и телевизор.

1960-е это время интенсивного жилищного строительства. Быстро возводимые «хрущевки», которые часто являются объектом критики, были реальным и доступным решением жилищной проблемы. Миллионы людей, ютившихся в коммунальных квартирах, наконец обрели собственное жилье, и поэтому на новогодних открытках часто изображались новостройки.
Что мог рисовать главный зимний волшебник? Конечно, новое жилье.
Типовое проектирование, экономичность и быстрота строительства – вот, что нашло свое отражение в тематике новогодней корреспонденции.
Дед Мороз рисует пейзаж так же стремительно, как рационализируется реальность. Причем складывается впечатление, что черной избушки – пережитка прошлого – на его холсте не будет.

Уютные современные кварталы присутствовали в открыточных композициях и как центральные персонажи, и в качестве фона, олицетворявшего социалистическое благополучие.

Обратите внимание на новый актуальный стиль рисунка: реалистичные, часто идеализированные картинки 1950-х годов с пушистыми елками и искрящимся снегом сменились простотой линий и скупостью деталей.
Дед Мороз теперь едет не в санях, а на лыжах.
В СССР популяризации массовых видов спорта уделялось большое внимание. Греть ноги у камина, сложив руки на круглом брюхе советский Дед Мороз не мог – он должен был быть спортивным, чтобы все мировые рекорды были нашими.
Доминирование СССР в хоккее было еще впереди, но бородатые лыжники уже выкатились на лыжню.

1960-е годы – это модернизм, для которого характерны абстракция и динамика.
Теперь все выглядит предельно стильно, геометрично и даже условно.

В тренде – условность, акцентирование линий, а не детализированная реалистичность. Минимализм стал естественным следствием жилищной реформы: маленькие размеры квартир вынудили полюбить мебель меньших габаритов, что, в свою очередь, создало особую эстетику компактности.
Художники 1960-х не стремятся показать всю цветовую палитру жизни – они показывают нам мир, используя два-три цвета.

Впервые на открытках появляется фотография. Со временем она завоюет прочные позиции и начнет вытеснять живописное творчество.
