Очевидно, что если в городе ежедневно выявляются тысячи больных, а система здравоохранения длительно работает на пределе, нельзя избежать ни сокращения объемов плановой помощи, ни контактов с инфицированными, ни мер, направленных на профилактику болезни, ни многого другого.
Есть неизбежные негативные следствия, устранить которые не удается даже там, где управление всеми процессами осуществляется грамотно, честно и эффективно.
Но иногда возникает сомнение в том, что некоторые следствия коронавирусного нашествия столь уж неотвратимы. А вслед за сомнением рождается предположение, что неудобства можно было бы либо минимизировать, либо полностью избежать при определенных условиях.
Первым условием, которое приходит на ум, является более гибкое управление и более ответственное принятие решений.
Приведу пример, за которым мне не пришлось далеко ходить.
Очередь из машин «Скорой помощи», которая теперь регулярно выстраивается в переулке напротив входа в нашу городскую поликлинику – вот этот пример.
Если учесть, что снимок сделан в воскресный день (в будни я на работе и не имею возможности фотографировать окрестности), то можете себе представить, как эта улица выглядит в рабочие дни…
Машинам не хватает места и они паркуются в ожидании очереди во всех соседних переулках.
То, что поликлиника теперь работает как КТ-центр, и то, что в ее приоритетах сейчас обслуживание больных ковидом – это естественное и неизбежное следствие эпидемии. Возмущаться, что получение плановой амбулаторной помощи стало затруднено (неважно, в какой степени), это значит проявлять эгоизм и цинизм.
Все брюзжания типа «а что, сейчас нет других болезней, кроме ковида», представляются мне неуместными. Да, сейчас нет более социально-значимого заболевания, как бы нам ни хотелось обслуживаться быстро, четко и без очередей по поводу других болячек.
Ни одно здравоохранение не предназначено для таких условий, в которых сейчас оказалось, и нигде нет запасных больниц и диагностических центров «на всякий случай», которые во время эпидемии можно было бы вытащить из кармана, подражая фокуснику, вытаскивающему из кармана кролика.
Запасных кроликов нет, и это - очевидно, и потому оказание экстренной помощи за счет плановой – неизбежное явление, требующее адекватного, то есть терпимого, отношения.
С этой точки зрения, эпидемия – экзамен общества на солидарность, и выдержать этот экзамен могут те общества, в которых сохранилась способность к сотрудничеству и милосердие.
А что вы думаете про очередь из машин, которая выстраивается в круглосуточном режиме и полностью перекрывает полосу движения, создавая многочасовые автомобильные заторы?
Это столь же неизбежное следствие пандемии?
Или это результат не пандемии, а того, что правила парковки не изменены с учетом особенностей ситуации?
Если запасных поликлиник у нас нет, то территории, которые сейчас обнесены заборами и недоступны для парковки специального транспорта, имеются.
Например, рядом есть школа, а при ней – совершенно пустой школьный двор и детский сад, который много лет находится в статусе «капитального ремонта» вместе со своей прилегающей территорией. И если бы кто-то подумал о дорожном трафике, то он мог бы открыть эту пришкольную территорию и временно разрешить на ней стоянку машин «Скорой помощи».
Возможно, есть и другие дорожные ресурсы. Я не знаю. Но мне кажется, что у проблемы огромных заторов есть какие-то решения.
Я уверена, что медицина (и все сотрудники, и вся инфраструктура) делает все возможное и невозможное, чтобы лечить людей и минимизировать все негативные моменты, связанные с эпидемией. Здравоохранение считает возникшую ситуацию своей проблемой.
Но эпидемия уже давно вышла за пределы медицины и стала медико-общественно-экономическим феноменом. Так почему же, например, транспортники не считают некоторые проблемы, напрямую связанные с массовой заболеваемостью, своими?
Как вы думаете, все ли неудобства, являющиеся следствием эпидемического характера распространения инфекции, неизбежны?
Как вы думаете, все ли неудобства, являющиеся следствием эпидемического характера распространения инфекции, неизбежны?