Тема опроса была сверхактуальной: что вы думаете о пандемии и ее последствиях.
Соответственно, и ответы отражали сегодняшний взгляд на текущую ситуацию, с которой каждый знаком не понаслышке.
Характерно, что число лиц, уверенных, что коронавирусная инфекция – выдумка и/или преувеличение, стремительно сокращается. Сейчас таких «смельчаков», которые не видят в сложившейся ситуации никаких жизненных рисков, не более четверти от всего населения.
Предсказуемо, что эпидемиологические и экономические страхи тесно связаны друг с другом, и чем больше человек паникует в связи с возможностью инфицирования, тем меньше он переживает по поводу финансовых издержек, и - наоборот.
Инстинкт самосохранения, убеждающий в необходимости введения более строгих ограничений, вступает в противоречие с желанием сохранить привычный образ жизни. И это противоречие является определяющим при ответе на вопрос «что делать».
Сторонниками сверхстрогих мер, на которые возлагаются надежды по снижению рисков, оказались люди в возрасте от 18 до 24 лет. Этот факт у кого-то может вызвать недоумение, поскольку многие привыкли считать, что главными желаниями молодежи являются развлечения и прогулки.
Ан, нет! Ее главным желанием остается желание жить, и мне радостно, что ради продолжения жизни экономически активная группа граждан – молодежь – готова потерпеть карантинные мероприятия. И ее не пугают неизбежные потери социальных связей и разъединение, которые являются обычным следствием дистанцирования и удаленного формата учебы/работы.
Возможно, именно молодежь оказалась наиболее подготовленной к тому, чтобы поддерживать сплоченность, используя доступные средства?
Готовы ли терпеть неудобства и искать компромиссные пути решения своих проблем представители других поколений?
И почему треть (!) опрошенных считают, что сейчас достаточно более мягких, по сравнению с весенними, ограничительных мер? Они как будто не видят ежедневную статистику, которой нас щедро обеспечивают в прямом эфире пандемии. Откуда берется дерационализация сознания, вынуждающая человека пренебрегать очевидной опасностью?
Да, медицинское явление впервые так быстро и так тесно было связано с экономическими неурядицами, но для меня лично остается открытым вопрос: это непосредственно пандемия вызывает остановку экономики или хронические, давно накопившиеся экономические проблемы теперь пытаются объяснить пандемией?
Как бы то ни было, но среди женщин, воспитывающих детей дошкольного и школьного возраста, противниц закрытия детских садов, школ и общественных пространств больше всего. Ни хваленые материнские инстинкты, ни заботливость и предусмотрительность, приписываемые дамам, не помогают им понять, что локдаун лучше, чем болезнь. Усталость от домашних хлопот и невозможность совместить служебные и родительские обязанности – вот, что лежит в основе их сопротивления ограничительным мерам. Разумно ли это? И разумно ли учитывать мнения, сформировавшиеся таким образом?
Информационный поток не способствует четкости картины мира и не располагает к прогнозированию, и тем не менее сейчас наступило время, когда от каждого требуется сосредоточиться на общем деле, а не личных удобствах.