Наверно, так быть не должно, но у многих, не исключая и меня, соприкосновение с некоторыми социальными институтами вызывает трепет, а при получении конверта из суда мы и вовсе делаемся как без чувств.
Когда я пришла в себя и дочитала письмо до конца, дурнота сменилась любопытством – меня приглашали в суд для исполнения обязанностей судебного заседателя. В приглашении были перечислены возможные уважительные причины для неявки; например, стихийное бедствие или несвоевременное получение данного приглашения.
Поскольку на тот день никаких стихийных бедствий не планировалось, а заказное письмо я достала из почтового ящика за две недели до означенной даты, уважительных поводов не явиться в суд у меня не было.
И тем не менее, если бы не преступно-сериальное лето, не исключено, что я принялась бы мучительно отыскивать причины, препятствующие мне исполнить свой гражданский долг. У любого работающего человека есть в запасе, как минимум, две возможности улизнуть: болезнь и отдых. Но когда перед моим воображением пронеслись кадры из сериалов, и я представила себя сидящей в ложе присяжных в окружении английских леди и джентльменов, то решила: пойду.

О том, какое дело слушается в суде, в письме не было сказано ни слова (как оказалось позднее, так делается всегда), но, помимо желания повертеться среди английских леди, мной руководили и гуманистические мотивы. Поскольку суд присяжных повышает шанс на вынесение обоснованного вердикта о виновности или невиновности подсудимого, я представила себе беднягу, который надеется на справедливый приговор, и решила не подводить его ожиданий.
Когда я поделилась с подружкой своими планами пойти на отбор присяжных заседателей, она высказала сомнение в том, что мои ожидания совпадут с реальностью. По ее мнению, интерьеры суда, в котором будет проходить мероприятие, могут серьезно отличаться от увиденных в сериале.
Ну, что же – проверим!
Итак, в означенный день я пришла в городской суд.
Заявляю со всей ответственностью: наш городской суд не только ничем не хуже городского суда из английского сериала, но даже превосходит его по красоте убранства.

Одна интерьерная деталь тронула меня до глубины души. Посмотрите, как уместно смотрится в холле «Скамья примирения». Ведь действительно – на любом этапе, даже тогда, когда дело дошло до судебной тяжбы, есть шанс прийти к компромиссу и простить друг друга. Молодец автор идеи!

О том, как проходит отбор кандидатов в присяжные заседатели, я не знала ничего. Думаю, что и вам будет любопытно посмотреть, как это бывает обычно.
Для работы с кандидатами в суде есть специальная комната.

В этой комнате каждому кандидату дают для заполнения два бланка.

К счастью, все пришедшие были в масках, поскольку соблюдать дистанцию было затруднительно: в помещении нас собралось около пятидесяти человек (не считая сотрудников суда).
Сначала в комнате ощущалась какая-то спешка, связанная с информацией о том, что «все уже собрались в зале, а судебных заседателей нет». Потом появилась новая информация (что собрались не все), и суета прекратилась.
Проверка сведений из анкет, короткий опрос каждого из присутствующих, заполнение всевозможных форм занимает очень много времени. До перехода на следующий этап отбора я не только успела ответить на несколько рабочих писем, пройтись по ближайшим коридорам и поскучать, но и выпила кофе.

Кстати, кофе в судебном буфете оказался очень вкусным.

Вообще, как только кандидат вступил на путь отбора, выйти на улицу он уже не может - паспорт передается сотруднику суда, где и остается до конца мероприятия. Фланировать по этажу, посещать буфеты, туалетные и курительные комнаты можно, а вот выходить за пределы этой траектории – нет.
Поскольку основную часть времени все равно пришлось провести в специальной комнате, за несколько часов пребывания на отборе у нас сложилась ситуация, полностью отвечающая правилам классической драматургии: единство действия, места и времени.
Будучи сосредоточенными в одном помещении по одному поводу на одно время, люди стали знакомиться и делиться жизненным опытом. Как ни странно, но у граждан, отобранных случайным образом, оказалось много общего. Во всяком случае, когда стало известно, какое дело слушается в суде, я поняла, что практически у каждого уже есть сформировавшееся мнение по поводу виновности или невиновности подсудимых. Мне кажется, это не способствует беспристрастности и объективности, и выносить решение следует независимо от своего прошлого опыта, устойчивых представлений и навязанного кем-то мнения, но не мне судить – я не юрист.
Спустя несколько часов оформления всех необходимых бумаг наши документы понесли судье. По идее, на этом этапе они предварительно рассматриваются судьей и адвокатами обеих сторон, которые могут отклонить любую кандидатуру. Очевидно, что, зная все нюансы дела, каждая сторона старается включить в коллегию присяжных того, кто, по их прогнозам, займет «правильную» позицию, то есть выскажется либо в пользу подсудимого (об этом печется защита), либо - против него (это мечты обвинения).
В данном деле, думаю, очень важным для отбора являются пол и возраст кандидата в присяжные заседатели, и сторона обвиняемых будет отклонять зрелых мужчин, а сторона потерпевших – женщин. Но опять же: это лишь мои догадки.
Перед тем, как наши документы были отправлены на рассмотрение судье, после которого должно было состояться собеседование, нам присвоили номера и официально объявили, какое дело слушается. Не буду писать подробности (хотя формально это не запрещено), поскольку считаю это лишним.

Окончания предварительного заочного отбора мы ждали очень долго – намного дольше «пары минут», которые нам обещали. Спустя час ожидания было объявлено, что потерпевшие не явились в суд из-за болезни (всех сразил коронавирус), и отбор будет продолжен через несколько недель.
Пока мы ждали предварительного решения судьи (из 47 кандидатов должно быть отобрано 8 человек в основной состав и 4 – в дополнительный), я думала, что если меня не выберут, то это – лучший вариант. Правда, через пять минут я думала иначе, в результате решив, что самое правильное – положиться на судьбу.
После того, как нам вернули паспорта и выдали уведомления на повторную явку, я вышла на улицу и обнаружила, какой ажиотаж вызывает несостоявшееся слушание.

Прерванный по объективным причинам отбор занял у меня практически весь день, но я обещала прийти на следующий этап. Чем он завершится, непременно расскажу.