Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Category:

Эволюция дыры

Полтора-два столетия назад одеваться было легко и просто. Если человек относился к трудягам, не разгибающим спину от рассвета до заката, то ему следовало надевать лохмотья или самую простую, утилитарную одежду. Если же кому-то посчастливилось родиться в зажиточной семье или вырасти эксплуататором трудящихся, то натянуть первое попавшееся под руку платье не позволялось.

Тот, кто не зарабатывал изнурительным ручным трудом, должен был транслировать своим нарядом социальное превосходство, и потому ему полагалось рядиться в сложные, неудобные наряды, в которых затруднительно заниматься даже самообслуживанием.


Взглянув на жителей средневекового города, можно было без труда определить, кто из них относится к социальным низам, а кто – к верхам, и если в низах дыры были постоянным спутником жизни, то в верхах они совершенно исключались.

Как точно замечал Оноре де Бальзак в своей знаменитой «Патологии общественной жизни», «дыра есть несчастье, пятно есть порок». Действительно, в его время дыра была большой неприятностью, подлежащей немедленному устранению.

Потом социальная конструкция изменилась, и на арену вышел средний класс, который тяготел к строгой и аккуратной одежде, лишенной вычурных изысков, и в то же время не собирался одеваться так, как одевались люди, стоящие на несколько социальных ступеней ниже.

Распространение промежуточной социальной прослойки создало для элиты целый ряд проблем. Дресс-код среднего класса, являвший собой сдержанную версию зажиточного гардероба, вынудил праздное население искать новые способы выделиться. Зажиточным гражданам не хотелось походить на условно-зажиточных и смешиваться с середняками, и тогда они стали надевать нарочито неаккуратную и простую одежду.

Если сто лет назад миллионеру полагалось носить исключительно дорогие вещи, то теперь миллионер предпочитает протертые джинсы и мятые (но чистые!) футболки. В этом есть и доля цинизма, заключающегося в видимом отвержении того мира, благодаря которому достигнуто приятное положение, и доля радикализма, в котором отражается желание вырваться из жестких тисков социальных условностей.

Быть состоятельным и носить «бедную» или бунтарскую одежду – вот откуда появилась тенденция, сделавшая дыру полноправной деталью швейного изделия. Правда, дыра должна выглядеть так, чтобы ее не приняли за результат чрезмерной изношенности, то есть дыре следует быть «дизайнерской», а не бытовой, поскольку ее функция – самовыражение владельца.

В последние годы одежда перестала быть маркером материального благополучия, если это благополучие действительно достигает больших высот. По одежке теперь встречают друг друга только бедняки, и демонстрировать свои финансовые возможности, покупая дорогую одежду и обувь, теперь склонны лишь те, кто вынужден компенсировать отсутствие свободных средств, способностей и уверенности в себе «дороговизной» внешнего вида.

За несколько десятилетий дыра проделала головокружительную эволюцию, перейдя из категории запретного и осуждаемого в категорию показного и престижного. Попав в массы, она утратила тот новый смысл, который пытались ей придать состоятельные модники, и если богатые рвали свои джинсы, чтобы отмежеваться от аккуратистов из среднего класса, то бедные стали покупать рваную одежду, не понимая, в чем, собственно, удовольствие.

На «эксплуататорских» коленях может быть дыра, но такая дыра, за которой проницательный взгляд разглядит невидимые кавычки. За этими дырами стоит сочетание несочетаемого: социального успеха и бунтарства.

На «работягах» специальная дыра смотрится глупостью, за которую выплачены немалые деньги, и неловкостью, за которой стоит подражание.

Как вы относитесь к намеренно дырявой одежде?


Как вы относитесь к намеренно дырявой одежде?

Люблю дыры и ношу их
9(15.0%)
Люблю дыры, но не ношу
4(6.7%)
Не люблю, но вынужден ходить в рванье
1(1.7%)
Не люблю и не ношу такую одежду
39(65.0%)
Стану миллионерам – буду ходить в рванье
7(11.7%)

Tags: история, психолог
Subscribe

Posts from This Journal “психолог” Tag

  • Инвалид или король?

    В продолжение вчерашнего разговора я хочу рассказать об обсуждении, свидетелем которого стала на днях. Но сначала я хочу предупредить о том, что…

  • Инклюзия: кто несет ответственность за результат?

    Когда моя мама была девочкой, она училась в обычной женской школе в Колпачном переулке. Как и остальные ученицы, в школу и из школы она ходила…

  • Можно ли приспособиться к эпидемии?

    Наша жизнь постоянно меняется, и многие перемены носят весьма значительный и внезапный характер. Взять, например, пандемию. Кто мог предположить,…

  • При ближайшем рассмотрении…

    Толерантность нельзя измерить объективно, однако любого человека можно отнести к более или к менее терпимым людям, проанализировав его отношение ко…

  • Мечтай, планируй и загадывай

    Некоторые считают мечтания и грезы пустой тратой времени или, что еще хуже, связывают их с риском дальнейших разочарований. Для них мечта – это…

  • Нетворкинг и совесть

    Назовем вещи своими именами и признаем, что буквальный перевод английского слова networking - плетение сети - очень точно отражает суть данного…

  • В продолжение вчерашнего разговора...

    То, что люди говорят о быте или критически обсуждают поступки лиц из ближайшего окружения, подтвердили многие. И с тем, что преимущественное…

  • О чем говорят взрослые

    В детстве я была уверена, что любой разговор взрослых людей – это разговор о важным вещах, непостижимых для детского ума. Я не сомневалась, что если…

  • Привыкла быть Татой

    На днях я стала случайным свидетелем разговора двух дам (мы оказались в одном лифте и несколько секунд ехали втроем). Одна из попутчиц с возмущением…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments