Поводом для возмущения стали сезонные заготовки – не те, которые венчают собой изнурительный садовый и огородный труд, а сбор и сушка всевозможных даров природы – грибов, цветов, трав и т.п.
Сначала я попыталась возразить, отметив, что, возможно, этими собирателям гербариев движет эстетическое чувство и его иные культурные аналоги: человек видит поле зверобоя или иван-чая, начинает фантазировать на тему зимних вечеров у камина с чашечкой лечебного напитка и, вдохновленный этими мечтами, тянется к растениям.
По мере развития темы я начала соглашаться с тем, что в этом хорошем увлечении есть нечто, способное слегка испортить идиллическую картинку.
Почему кто-то просто любуется окружающим миром, а кто-то расценивает его как потенциальные возможности для собственной пользы? Отражается ли в этих разных взглядах на лес, парк, поле и берег жизненная позиция?
Очевидно, что она должна отражаться, так как человек во всем проявляет свою личность, и тот, кто видит в зверобое красоту соцветий, отличается от того, кто видит в нем асептическое и мочегонное средство. Для такого человека окружающий мир – коробочка с «халявой», и его задача – опередить конкурентов и прихватить побольше бесплатных благ.
Что это? Эгоизм? Приспособленчество? Сноровка? Нет, это какие-то неточные слова…
Из множества примеров, ставших поводом для обсуждения, приведу только два: одну даму, которая собирает янтарь и делает из него поделки на продажу, и другую даму, которая везде, где бывает, отщипывает черенки, чтобы засадить ими свой сад.
Я затрудняюсь дать правильное название этому явлению, и надеюсь, что вы по описанию понимаете, о чем идет речь.
Назвать это накопительством можно лишь условно. С одной стороны, человек, действительно, характеризуется стремлением запасаться чем-то впрок, но с другой – в его поведении есть нечто особенное: желание извлекать пользу из доступного всем, не упускать никакие возможности, выжимать максимум прибыли (пусть мелкой и без денежного выражения) из всего, до чего он может дотянуться.
Такие «хомяки» не только набивают карманы морскими камушками, лесными травами и прочими дарами природы, но и настойчиво рыскают в поисках бесплатных билетов, дармовых раздач и всего, что либо плохо лежит, либо отдается даром. Они постоянно озабочены тем, как бы пристроится поудобнее, как бы не упустить возможности, как бы оказаться в нужном месте, чтобы поживиться чем-то полезным.
Пристроиться – вот, пожалуй, то слово, которое здесь уместно. При малейших жизненных затруднениях они тут же актуализируют все свои знакомства, вовлекая в решение проблемы всех, кому не удается отвертеться, и ловко используют для своего блага ресурсы каждого: от кого-то берут житейский совет, от кого-то – экспертное мнение, от кого-то – нужные знакомства, от кого-то – физическую помощь. Таким образом у них накапливается довольно внушительный объем материальных и нематериальных благ, которые достаются пользователю даром, как янтаринки с морского побережья.
Возможно, правильным определением является деловая хватка? Просто оно не сразу припоминается, поскольку речь идет о мелочах: цветочках и камушках. Однако предприимчивость, которую в целом нельзя считать пороком, в данном случае имеет какой-то неприятный «душок». Почему? Потому, что человек постоянно сосредоточен на поиске личной выгоды? Или по какой-то другой причине?
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →