То же самое хотелось и русскому государю Василию III Ивановичу, отцу Ивана Грозного. Василий Иванович любил собирать земли, а значит – много путешествовал. Возвращаясь из очередной деловой поездки, он желал явиться в Кремль не с грязью под ногтями и колтунами в бороде, а тщательно вымытым, переодетым и гладко выбритым (в последнем я не уверена).
И если вы отправитесь на прогулку в сад имени Баумана, вы непременно увидите здание, в котором пыльный царь превращался в приличного вельможу – его путевой дворец.
Несмотря на неброский фасад и скромные размеры, оно уникально по своей исторической ценности, поскольку является самым старым гражданским строением за границами Земляного города. Остальные его ровесники – не гражданские, а церковные сооружения.
Особняк, который известен всем москвичам как усадьба Голицына, построен на базе старинных палат, а те, в свою очередь, на основе постройки XV века. Поскольку в те времена улица была намного уже, здание до сих пор заметно выступает за ее «красную линию».
Историческая ценность этого непримечательного на вид здания состоит в том, что его основа – это тот самый путевой дворец Василия III. Собственно, поэтому его и считают редким памятником гражданской архитектуры XV - начала XVI веков. Именно из него впоследствии получилась усадьба.
Путевые дворцы, которых вокруг города было несколько, были призваны обеспечить максимальный комфорт главе государства. В таких дворцах Василий III не только мог привести себя в порядок после дороги перед въездом в Кремль, но и отдохнуть. В начале XVI века, когда царствовал Василий III, здесь проходил путь из Москвы в Суздаль. Так что стряхивал с себя глава государства пыль, собранную в сёлах Елох, Стромынь, Измайлово и т.д.
Конечно, первый этаж изначально был намного выше, но за 500 лет он приблизился к земле. Пятьсот лет! Представляете? Меня потрясает осознание этого факта, когда я прохожу мимо этих окон.
Позднее, в середине XVIII столетия, эти палаты принадлежали купцу Рыбинскому, и тогда же слева от центральной части был пристроен дом. Доказательством того, что он моложе центральной части корпуса, служит углубленная линия его фасада.
В конце XVIII века двухэтажные палаты купил князь Голицын. Несмотря на многочисленные перестройки, первый этаж (кладка, своды) до сих пор во многом остается таким, каким был построен для Василия III. Это были жилые и приемные царские покои.
Теперь любой может посмотреть, где главный вельможа приводил себя в порядок.