Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Categories:

Откуда берется вандализм?

Принято считать, что для отечественной массовой культуры не свойственно бережное отношение к имеющемуся, но зато характерны разрушительные действия, в результате которых мы имеем запустение и разруху. Не возьмусь за сравнительный анализ распространенности деструктивного поведения в России и в европейских странах, хотя разная степень ухоженности среды порой бросается в глаза. Сравнение осложнено не только определенным субъективизмом, но и трудностями сопоставления населенных пунктов, имеющих разные размеры. Если же сравнивать мегаполисы, то можно обнаружить немало сходства, но мегаполис – это отдельная тема, в некотором смысле стоящая особняком от местной культуры.


Та Москва, которую я считаю «своей», чиста, ухожена и прекрасна. Но этот отменный внешний вид отражает не столько внутреннюю потребность горожан жить в чистоте и порядке, сколько последовательную политику городских властей по поддержанию приличного вида столицы. Почему так происходит?

Думаю, что ответ следует искать в генезисе отечественной массовой культуры, в ее противоречивом характере и непростой истории. Тенденция идеализировать дореволюционную Россию и списывать невысокий уровень культуры на разрушительные настроения, которые принесла Октябрьская революция (или переворот, если вам так больше нравится), мне кажется не вполне обоснованной. Безусловно, и репрессии по отношению к деятелям культуры имели огромное негативное значение, но массовая культура – это, прежде всего, система ценностей, которая формируется не на примерах живописных полотен, скульптур и симфоний.

Разрушение соборов и усадеб – это примитивный, стихийный вандализм, который является издержкой любой войны и революции. Без ориентации масс на разрушение невозможно заставить их рисковать собственной жизнью ради отъема и/или укрепления власти. Когда случается война или революция, уничтожению подлежит все, что в той или иной степени ассоциируется с прежним режимом или врагом.

Народ, для которого собор и усадьба, видимо, никогда и не были местами, связанными с положительными эмоциями, и который всегда ощущал огромную пропасть между собой и этой «культурой», будет стремиться разрушать объекты, вызывающие отвращение. Психологически это понятно.

Все, что связывалось с угнетением, было уничтожено, и началось строительство новой общей культуры, которая принадлежит не кучке высокомерных попов и помещиков, а всем и каждому. Хорошо, правда?

Однако спустя несколько десятилетий, по мере того, как новая власть прочно врастала в старые троны, обнаружилось следующее: несмотря на все свои головокружительные взлеты, культура все меньше и меньше становилась достижением широких масс.

Красивые постройки, фонтаны, художественные произведения – все это постепенно отдалялось от обывателя. А близкими ему оставались грязные общежития, тесные коммуналки, уличные туалеты и прочие некультурные обстоятельства. Страна наращивала темпы своего промышленного и культурного развития, а значительная часть населения так и оставалась отчуждена от всей этой роскоши.

Политизация и бюрократизация культурного процесса, резко обострившаяся с середины 1930-х годов, логично привела к реставрации старого конфликта, при котором всем не принадлежит ничего, а всё принадлежит единицам. Не чувствуя себя владельцами имеющихся сокровищ, люди продолжили смотреть на них глазами вандалов. Народное творчество стало сворачиваться, а культурные объекты постепенно превратились в элементы идеологической системы.

Что же получилось в итоге? Люди, не имевшие практики личной вовлеченности в создание культурной среды, так и не научились воспринимать общественное пространство как пространство, за состояние которого каждый несет долю ответственности.

Церкви продолжали разрушать. Почему? Да потому что заменить бога, которому молились в соборах, на нового идола – Сталина, было совсем не трудно. Канонизация социалистической идеологии произошла как незаметная подмена одних вертикальных отношений (человек – Бог) другими вертикальными отношениями (человек – власть).

Если бы Бог воспринимался верующими не как карающий начальник, а как опора, любовь и поддержка, этого бы не произошло. Вера в социализм ничем не отличалась от веры в Бога, и она стала для страны новой версией православия.

Вандализм – это форма протеста, и чем меньше человек ощущает себя активным участником созидательного процесса, тем больше он склонен к протестному поведению. Единственным противоядием является вовлеченность, причастность к общим материально-культурным ценностям и, как ни странно, к деньгам, ведь деньги являются обязательным условием материальной культуры.

Пока общественная жизнь навязывается человеку сверху, пока он отчужден от выбора будущего, ожидать бережного отношения к общим материальным ценностям можно только от тех, для кого разруха непереносима как явление. Все остальные - те, кто и в собственных домах не замечает запустения и хлама, будут относиться к общему имуществу как вандалы – пассивные или активные.

vandal1_1.jpg

vandal2_1.JPG
Tags: заметки
Subscribe

Posts from This Journal “заметки” Tag

  • Не вижу смысла

    После долгого перерыва под благотворным влиянием весеннего солнышка и расслабленности курортного городка я зашла на сайт развлечений. Сайт исправно…

  • С какой стороны посмотреть

    Недавно у нас внезапно выпал снег; в разгар весны, которая казалась необратимой. Конечно, жители сразу надулись, и только детвора радовалась…

  • Никаких ограничений

    То ли мы – страна, победившая ковид, то ли – загадочная русская душа. Третьей альтернативы я придумать не могу, но как-то объяснить эту странную…

  • Иммунитет после прививки: промежуточный отчет

    Поскольку я обещала держать вас в курсе всех последствий вакцинации от ковида, пришло время доложить о промежуточных достижениях. Итак, с момента…

  • Апроприация

    Всем знакомо слово «экспроприация». Его часто употребляли большевики, изымавшие чужое имущество. А слово «апроприация» вам знакомо? Апроприация –…

  • Спутник V: побочные эффекты

    О том, что любая вакцинация может сопровождаться повышением температуры и смежными с этой неприятностью симптомами, теперь известно всем. В период…

  • Спутник V: вторая доза

    Старательно следуя всем предписаниям, мы дождались второй вакцинации. Двадцать один день между первой и второй дозами пролетел очень быстро. За это…

  • Зашел или не зашел?

    На этот пост меня вдохновило короткое замечание коллеги. Если бы мы с коллегой были в отношениях, хотя бы на один сантиметр более формальных, я бы…

  • Самое лучшее поколение

    Наблюдая за поколением моей дочери – теми, кому сейчас 30 лет, я не перестаю восхищаться, как они умны. Именно умны - никак иначе. Этому поколению…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments