За такую легкость возникновения хорошего настроения я благодарна своему жизненному опыту и умным людям, которые сумели поделиться своим опытом так, что он стал для меня полезен.
Правда, и для плохого настроения мне требуется мало – плохое самочувствие.
Не могу сказать, что я ипохондрик, постоянно мониторирующий деятельность своих органов и систем. Нет. Как и многие люди, я предпочитаю игнорировать проблему до того, как она отчетливо заявит о себе и будет выявлена объективно, и считаю такую позицию оправданной: большинство недомоганий, действительно, носит временный и случайный характер, и за тем, что может быть ошибочно принято за «симптом», обычно не скрывается ничего серьезного.
В отличие от меня, довольно значительное число людей не обладают такой лабильностью: их настроение всегда либо нейтральное, либо носит легкий привкус скуки. Простого благополучия, которое скорее похоже на фон, чем на сюжет, им недостаточно, чтобы ощутить и назвать свою жизнь счастливой. Счастье воспринимается ими как само собой разумеющееся, жизнь – как «нормальная», и знак «плюс» они ей ставить не собираются.
Еще немалое число людей всегда недовольно тем, как складывается их жизнь. Они искренне убеждены, что достойны лучших условий, лучшего окружения, лучшего прошлого, настоящего и будущего, и переубедить их в обратном не представляется возможным в силу мощного внутреннего сопротивления.
Давайте сравним эти три категории: тех, кому для хорошего настроения достаточно удовлетворительного самочувствия (1), тех, кому требуются значительные вливания удовольствий (2), и тех, кто в принципе невосприимчив к счастью (3).
Кто из них с большей вероятностью будет доволен жизнью?
Для упрощения задачи мы можем сразу вычеркнуть последних, поскольку быть несчастливыми – их упрямый выбор и, можно сказать, их «особенное счастье».
И тогда на первый взгляд ответ покажется очевидным: первые.
Но так ли это?
Здоровье – хрупкая категория, и обеспечить себе полное физическое благополучие, наверно, сложнее, чем насытить жизнь фейерверками. Здоровье во многом зависит от генетики, от экологии, то есть тех факторов, которые не находятся в нашем ведении. Я думаю, что людям, чье настроение зависит от того же, от чего оно зависит у меня, легко быть довольными, пока у них все идет сносно (со здоровьем). Они умеют ценить отсутствие проблем и потому близки к счастью.
В отличие от них, второй категории требуется присутствие каких-то событий. Такие события несложно смоделировать самостоятельно, но почему они их не моделируют? Ответ прост: не хотят.
Если бы они захотели, то есть располагали достаточным уровнем мотивации, они бы изменили свое существование, сделав его таким, чтобы испытывать радость. Но именно этой мотивации у них нет, а восполнить мотивационный дефицит – крайне сложная задача.
Поэтому я все-таки считаю, что люди, способные радоваться минимуму и довольствоваться удовлетворительным самочувствием, находятся в преимущественном положении, несмотря на физическую уязвимость, свойственную всем.
А как думаете вы?