Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Categories:

Этикет: новый или старый?

Новые формы общения, связанные с использованием цифровых технологий, естественным образом влекут за собой и появление новых правил этикета. Так случается всякий раз при появлении того, чего раньше не существовало, и что нуждается в некоторой регламентации, чтобы исключить неприятные для всех участников моменты.

Люди вырабатывают правила не ради правил, а с целью минимизации рисков: риска задеть чьи-то чувства, риска возникновения коммуникативных барьеров, риска всеобщего хаоса и недоразумений.


Правда, при ближайшем рассмотрении многие новые правила являются практическим переложением тех принципов, которые нам хорошо знакомы, и люди, придерживающиеся уважительного отношения к окружающим и избегающие двусмысленных или неприятных ситуаций в обычной жизни, и в цифровом пространстве стремятся оставаться такими же тактичными.

Между тем взять и перенести обычный этикет на новые ситуации не всегда можно и нужно. Специфика онлайн общения требует модификации известных правил, чтобы эти правила облегчали, а не усложняли жизнь.

Разумеется, речь не о недопустимости оскорблений, хвастовства и искажения информации, которые неприемлемы в любом месте, и не о сетевых правилах, которые регламентируют технические и оформительские моменты. Речь о хорошем тоне в его приложении к новым формам общения, о тех моментах, на которые мы обратили внимание сейчас, когда наша жизнь изменилась (пусть временно, но с далекими последствиями).

Рассмотрим в качестве примера вебинар. Есть ли в его этикете что-то специфическое? Или поведение ведущего и участников вебинара регламентировано теми же правилами, которые действуют на очных семинарах?

Очевидно, что ряд положений полностью совпадает. В частности, приличный человек не станет опережать события и задавать вопросы до того, как докладчик не закончит выступление. И в аудитории, и в чате не стоит преждевременно интересоваться тем, что, возможно, и так будет затронуто в докладе.

В то же время приличный человек не станет отставать от хода времени и являться на вебинар с опозданием, чтобы обрушиться на спикера с критикой о неполном раскрытии темы или выскакивать с уточнением «о чем, собственно, речь». Чат – это та же аудитория, и от подобного поведения следует воздержаться.

Со стороны докладчика к универсальным правилам относится нежелательность отклонения от темы, игнорирования вопросов, смазанного звукопроизношения, избыточной жестикуляции, саморекламы, видимого волнения и прочее.

Как слушатель и ведущий вебинаров (не знаю, в каком качестве я выступаю чаще, но вебинары стали частью жизни) я могу сказать, что в этом деле важны детали.

Обычно мы вещали из казенных помещений, которые заранее обустроены профессионалами. Когда нам предложили проводить вебинары из дома, мы стали приглашать слушателей в свои домашние апартаменты, и многие не особенно задумывались, какой повседневный ландшафт увидят зрители.

Ракурс, на который направлена камера, предметы и обстановка, которые попадают в кадр, мимика ведущего, цвет его одежды – на экране все это становится очень важным, поскольку зритель длительное время смотрит на небольшую картинку и лишен возможности отдохнуть, скользя взглядом по объемной перспективе.

Меня удивляет, когда докладчик не придает значения композиции кадра и допускает, чтобы треть картинки занимал потолок, треть - стена, которую пересекает чахлый стебель комнатного растения, а треть – его второй подбородок.

Не менее странно выглядит «задник», плотно заселенный кухонной утварью, или советская «стенка», в которой книги, посуда и сувениры лежат в произвольном порядке, успешно справляясь с ролью вселенского хаоса.

Сливаться с фоном, сидеть в подчеркнуто бытовом окружении, зашумленном множеством лишних предметов – все это не вписывается в новый этикет. Согласно этому этикету, кадр должен быть уравновешен, чист и ясен, а объекты, которые в него попадают, должны согласовываться с контекстом ситуации.

Очевидно, что и точка съемки становится частью нового этикета: ее следует разместить на уровне глаз, для чего под ноутбук можно положить энциклопедию или бревно.

Не очень привлекательно выглядят амимичные лица. Возможно, некоторые говорящие головы считают, что суровое выражение усиливает экспертность, однако им стоит знать, что при онлайн общении люди лишены множества невербальных каналов информации, и для того, чтобы вебинар не привел к быстрому утомлению всех участников, следует добавить искренней выразительности своей физиономии. На мой взгляд, выглядеть скучным – нарушение нового этикета.

Все эти детали можно считать мелочами, на которые не стоит обращать внимания, но именно они влияют на то, как воспринимается доклад. Детали выступают в роли сервировки, которая способна поддержать высокие вкусовые качества блюда или полностью их обесценить. Но относятся ли эти правила к новому этикету? Или все они – логичное продолжение старого?

Tags: детали, заметки, профессия, психолог
Subscribe

Posts from This Journal “детали” Tag

  • Совещание по бурению

    Среди забавных вещиц, которыми я пользуюсь на работе, есть одна папка. Ее возраст определить очень легко, поскольку в качестве папкиного «паспорта»…

  • Кого считать настоящим героем нашего времени?

    Приближается к завершению мой чудесный отпуск, который я провела в любимом городке, уютно расположившемся на берегу Балтийского моря. Если бы меня…

  • Как создать квартиру своей мечты

    Сегодня я хочу рассказать вам о нашей квартире в Зеленоградске – не хвастовства ради (завидовать у нас нечему), а из привычки делиться тем, что мне…

  • Из новинки – в раритеты

    Когда часть Восточной Пруссии превратилась в Калининградскую область, а Кранц стал Зеленоградском, неизбежно встала задача культурного…

  • Записки кухарки

    Хорошо живется современным кухаркам! Задумав изготовить какой-нибудь кулинарный изыск, они могут без труда обратиться с запросом к гуглу или яндексу…

  • За вами наблюдают

    Чтобы найти в нашем городе что-то забавное, не нужно бегать по нему в поисках несуразностей. Достаточно выйти из дома и отправиться на работу…

  • Опечатки и исправления

    К великой радости, я – не перфекционист. На мой взгляд, вполне достаточно быть честным и аккуратным человеком; становиться же перфекционистом –…

  • Еще про утюг

    Дорогие друзья, спасибо за советы! В особенности – старорежимные, поскольку для старого утюга нет ничего лучше таких советов. Как предлагали…

  • Тяжелая участь школьника

    Накануне нового учебного года родители и ученики кинулись в канцелярские лавки за очередной партией школьных принадлежностей. Самые…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments