Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Categories:

А как же путешествовать?

Двести лет назад - в эпоху, когда еще не было ни автомобилей, ни самолетов, ни поездов, люди не сидели на одном месте. Иногда они срывались с насиженных мест по нужде, иногда – вдохновляемые жаждой впечатлений.

Вместо современных транспортных средств к их слугам были приготовлены брички, коляски, кибитки и кареты. При отсутствии личных средств передвижения можно было воспользоваться наемными, оплатив билет в зависимости от количества лошадей, которых следовало запрячь. Это количество зависело не от расстояния, а от числа мест в карете, кибитке, бричке или коляске, а также от объема багажа (багажом являлись сундуки и чемоданы).


Например, если в двухместной карете ехало два или три пассажира с одним сундуком и одним чемоданом (или двумя сундуками), то полагалось запрячь 4 лошади (в распутицу – 5).

Тащить с собой громоздкий багаж не разрешалось – все вещи должны были быть упакованы удобно для перевозки.
Зимой путешествовали в санях, розвальнях и пошевнях (пошевни – это широкие сани).

Количество лошадей, впрягаемых в зимний транспорт, соответствовало количеству лошадей в кибитках, бричках и т.д., то есть в четырехместные сани запрягали столько же лошадей, сколько в четырехместные кибитки.
Если число пассажиров превышало указанное в расписании, впрягалась дополнительная лошадь.

Самым модным и современным видом транспорта в 1829 году был дилижанс.

dilizans_1.jpg

Он курсировал только по маршруту Москва – Санкт-Петербург, ежедневно, кроме воскресенья, в 9 часов утра. На места нужно было подписываться заранее, то есть прийти и сесть в дилижанс без предварительного приобретения билета было невозможно.

Помимо печатного билета, подтверждающего оплату, нужно было предъявить документы о звании и полицейское свидетельство об отсутствии препятствий к перемещению (сейчас бы потребовали QR-код). Правда, состоящие на службе, могли представить не полицейскую справку, а согласие работодателя («вид об отлучке от своего начальства»).

В правилах для пассажиров было четко сказано, что они не имеют право понуждать ямщиков ни к большей, ни к меньшей скорости в езде, а также не вправе требовать делать остановки вне расписания.

Для завтрака, обеда и ужина дилижанс останавливался на фиксированное время (для утренней трапезы – полчаса, для дневной и вечерней - час), и те, кто ел медленно, рисковали отстать от своих попутчиков.

Путешествие дилижансом было недешевым: при четырехместном размещении стоимость места составляла 120 рублей. Но можно было сэкономить, либо поехав зимой (тогда цена снижалась до 75 рублей), либо вне кареты, на одном из двух мест сзади (они стоили по 60 рублей).

Примечательно, что проезд оплачивался полностью, то есть независимо от того, до какой станции следовал пассажир, платил он так, будто направлялся в Петербург, хотя подсесть на свободное место можно было по специальному тарифу.

Ах, скорее бы сесть в поезд и отправиться в путешествие!

Tags: заметки, история, путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “путешествия” Tag

  • Романтика путешествий своими руками (инструкция)

    За месяц удаленной жизни я поняла, что единственное, чего мне всерьез не хватает – возможности собрать саквояж и отправиться в поездку. Нет, собрать…

  • Главное слово в заграничной поездке

    Дискуссия о возможности овладения разговорным английским языком на базе школьной и вузовской программ (без дополнительных инвестиций в виде…

  • Иностранный язык: учить, но не знать

    Мама, исключительно довольная своим итальянским путешествием, призналась: даже если бы ей пришлось возвращаться домой сегодня, она бы уже приехала…

  • Не бойтесь плацкартных вагонов

    Я понимаю, что мое снисходительное отношение к плацкартным путешествиям, которое иногда выглядит как любовь к ним, разделяют немногие. Если точнее –…

  • Плацкартная акробатика

    То ли у нас поезд настолько замечательный, то ли именно со мной такое происходит, но мне исключительно везет с попутчиками! Вот уже в который раз,…

  • Ни при каких обстоятельствах

    Осенний Вышний Волочёк произвел на меня сложное впечатление. С одной стороны, это город, который можно уверенно причислить к любезным сердцу, милым…

  • Выйти на полпути

    Съездила в Вышний Волочёк, название которого правильнее было бы писать иначе - Волочок. Целью поездки, носившей сугубо деловой характер, был…

  • На встречу с курортом!

    Решила собраться в отпуск заранее. Во-первых, получу удовольствие от предвкушения путешествия; во-вторых, таким образом я не возьму ничего лишнего…

  • Боковушка в плацкарте: прелесть или кошмар?

    Осень я встретила в Кранце (и в Зеленоградске одновременно), куда прибыла накануне нефирменным поездом, в плацкартном вагоне, на боковом месте! В…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments