Теперь мы наблюдаем великое множество программ и скачку лиц, связанную с постоянным появлением новых и исчезновением нерентабельных проектов. Хорошо ли это? Безусловно, да. Информационное поле не должно заболачиваться и зарастать тиной, но вопрос о том, почему советские программы, выходившие в эфир десятилетиями, пользовались популярностью, весьма интересен.
Можно ли объяснить их высокий рейтинг одной лишь безальтернативностью? Или основная заслуга принадлежит профессионализму редакторов и ведущих, умевших грамотно подавать материал?
Примечательно, что практически все ведущие были профессионалами в той области, которой была посвящена их телепередача.
Юлия Белянчикова, которая более 20 лет (!) вела программу «Здоровье», была врачом. Из уважения к медикам, которое ранее существовало в общественном сознании, ее называли исключительно по имени и отчеству – Юлия Васильевна. С экрана на зрителей смотрел эталонный доктор, который придерживается научных методов лечения, излагает сведения доступно, но без ущерба для правильности, и стремится не к сенсациям и зрелищности, а к санитарному просвещению населения. Тактично, интеллигентно, грамотно – так вела «Здоровье» Белянчикова.
Николай Дроздов вел телепередачу «В мире животных» на протяжении 40 лет! Благодаря уважению к ученым, которое также бытовало в советском обществе, его тоже звали по имени и отчеству - Николаем Николаевичем.
Дроздов – не только дипломированный зоолог, но и профессор географического факультета МГУ. Возможно, сейчас «В мире животных» позволили вести какой-нибудь медийной персоне, засветившейся в светских новостях, но в 1977 году на место ведущего пригласили профессионала с ценным опытом научно-исследовательской работы.
Кстати, до Дроздова «В мире животных» некоторое время вел Александр Згуриди, который не имел биологического образования, но много занимался съемками животных в естественной среде обитания. Его сменил Василий Песков, так же – не биолог, а фотограф. С появлением в эфире Николая Николаевича передача поднялась на такой уровень, который гарантировал ей зрительскую симпатию в течение четырех десятилетий.
Элеонора Беляева вела «Музыкальный киоск» больше 30 лет. Это – колоссальный срок для музыкальной передачи. Поскольку музыкальное искусство не было окружено таким пиететом, как наука и врачевание, ведущую звали по имени. Беляева была профессиональным музыкантом (певицей) и преподавателем музыки.
«Музыкальный киоск», в который писали и комсомольцы БАМа, и инженеры, и колхозники, формировал музыкальную культуру и вкус. В начале эфира обычно звучала классическая музыка (разумеется, по просьбам трудящихся), а все «легкое» исполнялось в конце.
Даже всесоюзный «кинопутешественник» Юрий Сенкевич, который был, пожалуй, единственным ведущим, воспринимавшимся как будто не совсем по профилю, окончил военно-медицинскую академию. Свою передачу он вел 30 лет.
К путешествиям Сенкевича потянуло не ради телевизионной славы, а по распоряжению партии, которая командировала молодого ученого сначала на арктическую станцию «Восток», а потом на папирусные лодки. Юрий Сенкевич был кандидатом медицинских наук, и рассчитывать, что на роль ведущего могли бы найти большего профессионала, не приходится: профессиональных путешественников не готовил ни один советский вуз.
За счет государственного телевидения Сенкевич посетил такое количество стран, что поэт Александр Иванов посвятил ему остроумную пародию:
Свидания с ним интересны всегда - весь мир перед нами прошествует!
К тому же у нас разделенье труда: мы смотрим, а он — путешествует...
К слову, Александр Иванов, бессменный ведущий телепередачи «Вокруг смеха», является редким примером ведущего-непрофессионала. Учитель рисования по образованию, он был поэтом-самоучкой. Правда, еще задолго до начала телевизионной карьеры его приняли в Союз писателей, поэтому говорить о непрофессионализме Иванова можно весьма условно. Его творческая судьба иллюстрирует судьбу жанра советской пародии.
Сейчас профессиональная принадлежность ведущего не имеет никакого значения – каждый может говорить о чем угодно, наглядно иллюстрируя тотальное обесценивание профессиональных компетенций. Сомневаюсь, что это правильно.
А как думаете вы? Должен ли ведущий профессионально владеть темой, если речь идет о специализированных телепередачах, посвященных медицине, психологии, политике, экономике и т.д.?
И почему советские программы были так популярны?
Советские программы были популярны за счет того, что