Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Должен ли ведущий быть профессионалом?

Мой сегодняшний пост для тех, для кого имена Юрия Сенкевича, Элеоноры Беляевой, Николая Дроздова, Юрия Николаева и Юлии Васильевны Белянчиковой звучат как родные. Эпоха телевизионных ведущих, годами входивших в любой дом на правах дальних родственников, завершилась.

Теперь мы наблюдаем великое множество программ и скачку лиц, связанную с постоянным появлением новых и исчезновением нерентабельных проектов. Хорошо ли это? Безусловно, да. Информационное поле не должно заболачиваться и зарастать тиной, но вопрос о том, почему советские программы, выходившие в эфир десятилетиями, пользовались популярностью, весьма интересен.

Можно ли объяснить их высокий рейтинг одной лишь безальтернативностью? Или основная заслуга принадлежит профессионализму редакторов и ведущих, умевших грамотно подавать материал?


Примечательно, что практически все ведущие были профессионалами в той области, которой была посвящена их телепередача.

Юлия Белянчикова, которая более 20 лет (!) вела программу «Здоровье», была врачом. Из уважения к медикам, которое ранее существовало в общественном сознании, ее называли исключительно по имени и отчеству – Юлия Васильевна. С экрана на зрителей смотрел эталонный доктор, который придерживается научных методов лечения, излагает сведения доступно, но без ущерба для правильности, и стремится не к сенсациям и зрелищности, а к санитарному просвещению населения. Тактично, интеллигентно, грамотно – так вела «Здоровье» Белянчикова.

Николай Дроздов вел телепередачу «В мире животных» на протяжении 40 лет! Благодаря уважению к ученым, которое также бытовало в советском обществе, его тоже звали по имени и отчеству - Николаем Николаевичем.
Дроздов – не только дипломированный зоолог, но и профессор географического факультета МГУ. Возможно, сейчас «В мире животных» позволили вести какой-нибудь медийной персоне, засветившейся в светских новостях, но в 1977 году на место ведущего пригласили профессионала с ценным опытом научно-исследовательской работы.

Кстати, до Дроздова «В мире животных» некоторое время вел Александр Згуриди, который не имел биологического образования, но много занимался съемками животных в естественной среде обитания. Его сменил Василий Песков, так же – не биолог, а фотограф. С появлением в эфире Николая Николаевича передача поднялась на такой уровень, который гарантировал ей зрительскую симпатию в течение четырех десятилетий.

Элеонора Беляева вела «Музыкальный киоск» больше 30 лет. Это – колоссальный срок для музыкальной передачи. Поскольку музыкальное искусство не было окружено таким пиететом, как наука и врачевание, ведущую звали по имени. Беляева была профессиональным музыкантом (певицей) и преподавателем музыки.

«Музыкальный киоск», в который писали и комсомольцы БАМа, и инженеры, и колхозники, формировал музыкальную культуру и вкус. В начале эфира обычно звучала классическая музыка (разумеется, по просьбам трудящихся), а все «легкое» исполнялось в конце.

Даже всесоюзный «кинопутешественник» Юрий Сенкевич, который был, пожалуй, единственным ведущим, воспринимавшимся как будто не совсем по профилю, окончил военно-медицинскую академию. Свою передачу он вел 30 лет.

К путешествиям Сенкевича потянуло не ради телевизионной славы, а по распоряжению партии, которая командировала молодого ученого сначала на арктическую станцию «Восток», а потом на папирусные лодки. Юрий Сенкевич был кандидатом медицинских наук, и рассчитывать, что на роль ведущего могли бы найти большего профессионала, не приходится: профессиональных путешественников не готовил ни один советский вуз.

За счет государственного телевидения Сенкевич посетил такое количество стран, что поэт Александр Иванов посвятил ему остроумную пародию:

Свидания с ним интересны всегда - весь мир перед нами прошествует!
К тому же у нас разделенье труда: мы смотрим, а он — путешествует...

К слову, Александр Иванов, бессменный ведущий телепередачи «Вокруг смеха», является редким примером ведущего-непрофессионала. Учитель рисования по образованию, он был поэтом-самоучкой. Правда, еще задолго до начала телевизионной карьеры его приняли в Союз писателей, поэтому говорить о непрофессионализме Иванова можно весьма условно. Его творческая судьба иллюстрирует судьбу жанра советской пародии.

Сейчас профессиональная принадлежность ведущего не имеет никакого значения – каждый может говорить о чем угодно, наглядно иллюстрируя тотальное обесценивание профессиональных компетенций. Сомневаюсь, что это правильно.

А как думаете вы? Должен ли ведущий профессионально владеть темой, если речь идет о специализированных телепередачах, посвященных медицине, психологии, политике, экономике и т.д.?

И почему советские программы были так популярны?


Советские программы были популярны за счет того, что

Они были отличного качества
38(82.6%)
Не было выбора
8(17.4%)

Tags: заметки
Subscribe

Posts from This Journal “заметки” Tag

  • Может ли критика быть полезной

    Не знаю, как на вас, а на меня похвала и поддержка оказывают более действенное стимулирующее воздействие, чем осуждение и сравнение с преуспевающими…

  • Начать с нуля

    Недавно один из читателей взялся негодовать по поводу того, что я не интересуюсь его аккаунтом. Он узнал об этом после моего публичного признания,…

  • Сказка на день

    В одном крошечном мегаполисе жили-были разные люди, и среди них – три приятельницы, связанные не столько эмоциональной близостью, сколько…

  • Навстречу друг другу

    Моя роль в ЖЖ определена раз и навсегда: я – писатель, а не читатель. Я не читаю никакие блоги не потому, что нет интересных, а из-за недостатка…

  • Одобряю и не одобряю

    На днях я почти случайно оказалась в закусочной, в которой не была с начала пандемии. На фоне фактической отмены всех ограничений, призванных…

  • Нужное подчеркнуть

    Все люди – одинаковые/разные (нужное подчеркнуть). Я думаю, что любой может сделать выбор и предпочесть одно из суждений: «все люди одинаковые» или…

  • Объятия с согласием

    Несколько дней назад я стала свидетелем родительской дискуссии, развернувшейся вокруг одного вопроса, который может показаться абсурдным: должны ли…

  • Маски и шапочки

    Я не знаю, благодаря чему в Зеленоградске соблюдают правила, к которым в Москве относятся с пренебрежением, но факт остается фактом: здесь граждане…

  • Наташе от Вити

    Когда я беру в руки книгу с дарственной надписью, мне кажется, что я заглядываю в чужой дом, в чужую жизнь и в чужие отношения. Что-то глубоко личное…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

Posts from This Journal “заметки” Tag

  • Может ли критика быть полезной

    Не знаю, как на вас, а на меня похвала и поддержка оказывают более действенное стимулирующее воздействие, чем осуждение и сравнение с преуспевающими…

  • Начать с нуля

    Недавно один из читателей взялся негодовать по поводу того, что я не интересуюсь его аккаунтом. Он узнал об этом после моего публичного признания,…

  • Сказка на день

    В одном крошечном мегаполисе жили-были разные люди, и среди них – три приятельницы, связанные не столько эмоциональной близостью, сколько…

  • Навстречу друг другу

    Моя роль в ЖЖ определена раз и навсегда: я – писатель, а не читатель. Я не читаю никакие блоги не потому, что нет интересных, а из-за недостатка…

  • Одобряю и не одобряю

    На днях я почти случайно оказалась в закусочной, в которой не была с начала пандемии. На фоне фактической отмены всех ограничений, призванных…

  • Нужное подчеркнуть

    Все люди – одинаковые/разные (нужное подчеркнуть). Я думаю, что любой может сделать выбор и предпочесть одно из суждений: «все люди одинаковые» или…

  • Объятия с согласием

    Несколько дней назад я стала свидетелем родительской дискуссии, развернувшейся вокруг одного вопроса, который может показаться абсурдным: должны ли…

  • Маски и шапочки

    Я не знаю, благодаря чему в Зеленоградске соблюдают правила, к которым в Москве относятся с пренебрежением, но факт остается фактом: здесь граждане…

  • Наташе от Вити

    Когда я беру в руки книгу с дарственной надписью, мне кажется, что я заглядываю в чужой дом, в чужую жизнь и в чужие отношения. Что-то глубоко личное…