Предвкушая весенний отпуск, я купила билеты, собрала вещи и настроилась на счастье. Но эпидемия внесла коррективы: поездку пришлось отменить, а багаж - разобрать. Отмена отпуска была связана и с карантинными препятствиями, и с необходимостью оперативно решать вопросы на работе, которых с каждым днем становится все больше и больше.
Между тем в сложившейся ситуации есть несколько приятных моментов, вызывающих уважение.
Момент №1 - филармония.
За несколько дней до отпуска я собиралась пойти на концерт в филармонию (в Концертный зал Чайковского), но мероприятие отменилось, о чем меня известили по почте. Чтобы вернуть деньги за билет, мне не пришлось ехать в кассу или писать какие-то заявления (билет я приобретала онлайн). Филармонисты меня известили о том, что банк произведет отмену платежа. Правда, поскольку речь идет именно об отмене платежа, а не о новом платеже на мой счет, я не получу никакого уведомления, а в выписке не будет записи о поступлении средств. Кроме того, филармония предупредила, что раз помимо ее банка в этой операции участвует мой банк, то и сроки возврата могут затянуться. И тем не менее я считаю, что это очень благородно – самостоятельно возвращать платежи, не ожидая, когда зритель начнет хлопотать сам.
Момент №2 – железная дорога.
За неделю до отправления поезда железная дорога прислала мне письмо, в котором известила о временном изменении условий проезда из Москвы в Калининград. Теперь пассажиру надо отправлять по электронной почте какую-то дополнительную анкету и надеяться, что он попадет в лимитированное число счастливчиков, которым разрешено без остановки промчаться по территории Литовской Республики.
Билет я сдала, воспользовавшись правом любого пассажира на отмену поездки, и это произошло до того, как железная дорога написала мне письмо. Правда, мне вернули не всю сумму, а только ее часть, согласно правилам, действующим в обычной ситуации. Никаких поблажек (например, возврата полной стоимости) в связи с карантином не было, но, возможно, вскоре проезд будет запрещен и издержки станут возмещать в полном объеме.
Момент №3 – Собор.
Следуя рекомендациям медицинских служб, в нашем Соборе, как и в остальных ответственных религиозных общинах всего мира, отменены все мероприятия, а воскресные богослужения стали проводиться со строго ограниченным числом прихожан и транслироваться он-лайн.
Мне кажется, что такая удаленная работа является абсолютно правильным решением! Возможно, что и после завершения эпидемии оправдано сохранить трансляции, чтобы те, кто не имеет возможности очно присоединиться к мессе, участвовали в христианской жизни.


Совершенно верно сказал наш Архиепископ: «Сейчас физическая дистанция будет лучшим проявлением нашего духовного единства и заботы друг о друге».

Момент №4 – историческая библиотека.
По распоряжению министра культуры закрыты все читальные залы, но удовлетворить свои читательские потребности можно на онлайн-платформах. Библиотекари пообещали активнее пополнять электронную библиотеку, и те, кому нужно читать, могут продолжить этим заниматься.

Кстати, на сайтах театров сейчас можно посмотреть онлайн-трансляции некоторых спектаклей, но у меня пока не получается считать такой просмотр посещением театра. Оказалось, что присутствие в реальном интерьере, в окружении зрителей и невиртуальных звуков значит намного больше, чем можно представить. Просмотр спектаклей онлайн лично мне не может заменить посещение театра или филармонии, но лучше так, чем никак.



Живое исполнение и живые книги мне, конечно, нравятся больше.
