Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Categories:

Герои и не-герои

Не люблю двойные стандарты, когда к «своим» и к «чужим» подходят с разными мерками. И масштаб, на который распространяются двойственные оценки, в данном случае не имеет значения.

И когда своему сыну прощается любое поведение, а к зятю предъявляются жесткие требования, и когда своих называют «героями», а чужих – «убийцами», мы имеем дело с одним и тем же отвратительным явлением – лицемерием.


На мой взгляд, герои – они и есть герои, независимо от того, на чьей стороне совершается подвиг. Героизм – понятие универсальное, обозначающее самоотверженность и мужество, проявленные в критический момент.

На прошлой неделе я отправилась в Третьяковку, на постоянную экспозицию искусства ХХ века.

geroi_negeroi1_1.JPG

Несмотря на то, что я регулярно хожу в эти залы, каждый раз мне удается открыть что-то новое (не только за счет смены экспонатов). Есть картины с возможностью бесконечного изучения: чем больше их узнаешь, тем более интересными они становятся.

А есть и новые полотна, которые появились на выставке лишь недавно.

Кстати, и галереи тоже постепенно меняют свой облик, превращаясь из классической экспозиции в места, располагающие к общению и погружению в искусство.

geroi_negeroi2_1.JPG

Но вернемся к картинам. В одном из залов я увидела два полотна, составляющие одно целое – картины художника С.Я.Адливанкина, написанные в 1930 году.

geroi_negeroi3_1.JPG

Верхняя картина называется «Герои у нас», нижняя – «Герои у них».

Для исключения двойного толкования картина «Герои у нас» имеет второе название «Ударник».

geroi_negeroi4_1.JPG

geroi_negeroi5_1.JPG

Автор этих живописных произведений, Самуил Яковлевич Адливанкин – художник, весь период творчества которого выпал на советское время. Обучившись рисованию в 1917 году, он завершил свой земной путь в 1966-м.

1930 год, когда были написаны картины, это год, про который художник мог бы сказать: «Жизнь налаживается».

Он переезжает в новую квартиру, вскоре становится членом Московского отделения союза художников, занимается монументальными росписями престижных объектов (например, набирающих популярность фабрик-кухонь, позже - павильонов ВСХВ), проводит персональную выставку, много ездит по стране.

Считается, что все, написанное после 1925 года, характеризуется утратой свободы творческого мышления.

Соответственно, и картины «Герои у нас», «Герои у них» - это никакая не ирония, а гимн социалистической действительности.

Когда я взглянула на нижнее полотно первый раз, я подумала, что издевательское изображение «их героя» со свиноподобным носом на фоне безликого строя продиктовано послевоенной ненавистью к врагу. Но, взглянув на год написания картины – 1930-й, я поняла, что ни о какой ненависти еще не могло бы и речи!

К пронизанному социальным оптимизмом второму полотну (про героев «у нас») вопросов нет: в советские годы было принято бездумно восхвалять все свое.

Получается, что автор отнюдь не хочет намекнуть зрителю на двойные стандарты в оценивании идентичных событий. Нет. Он искренне считает всех «их» ужасными, всех «нас» - прекрасными.

Или все-таки художник опередил свое время и действительно намекнул зрителям на недопустимость разнопланового толкования одного и того же? Ведь он входил в так называемое «левое» крыло советского искусства 1920-30-х годов, то есть был в некотором смысле не совсем советским, не вполне освоившим метод социалистического реализма.

Хотите увидеть эти картины, ищите вот этот зал.

geroi_negeroi6_1.JPG

Сколько я ни всматриваюсь в «наших героев», я не вижу ни иронии, ни критики – только четкость композиции и графичность линий. Мне не кажется, что в эти две картины Адливанкин вложил какое-то вольнодумие.

А вы как думаете? Пытался ли художник сатирически изобразить двойные стандарты? Или он искренне стремился показать, как хороши «герои у нас» и как ужасны «герои у них»?


А вы как думаете?

Он искренне считал «наших» хорошими, «их» - плохими
16(47.1%)
Он думал иначе, но работал по партийному заказу
13(38.2%)
Он пытался показать сходство «героев у нас» и «героев у них»
5(14.7%)

Tags: заметки, искусство
Subscribe

Posts from This Journal “искусство” Tag

  • Ностальгия по доверию

    Я очень люблю смотреть эстрадные концерты советского периода, когда у нас еще не было шоу-бизнеса. Точнее – он у нас уже был, но мы, зрители, об этом…

  • Не могу оторваться

    Вот уже который вечер я не могу оторваться (и оторвать мужа) от сериала «Вера», названного по имени главной героини, старшего инспектора криминальной…

  • Встреча с прекрасным

    На днях я совершенно случайно освободилась на час раньше и «по заданию редакции» отправилась на встречу с прекрасным. В чем состояло задание,…

  • Убийца на все сезоны

    Предупреждаю: этот пост – настоящий спойлер, потому что в конце я скажу вам, кто убийца! Всем, кто не желает этого знать, рекомендую немедленно…

  • Фильм в синих тонах

    Я теперь немножко киноман, поскольку карантин оставил на добрую память о себе желание смотреть медленное кино. Раньше, до карантина, я предпочитала…

  • Уже не то

    Маршрут моей воскресной прогулки проходит мимо нескольких театров. Лето – не театральный сезон, и каждый год с середины августа я начинаю мечтать о…

  • Бесцеремонность кинопрокатчиков

    Мне кажется, что в прокат картина должна выходить с тем названием, которое ей дали авторы. На мой взгляд, это - очевидно. Однако у прокатчиков,…

  • Мэпп и Лучия

    Прошло две недели, но во мне до сих пор сохраняется эмоциональный след от одного мини-сериала, который мы начали смотреть без особой надежды на яркие…

  • Великое ограбление и огромная любовь

    Еще раз спасибо карантину: я уже два месяца как знаю, что такое Великое ограбление поезда. И если вы тоже хотите это знать и хотите насладиться…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments