Герой ездит по стране, скупает у помещиков «мертвые души», числящиеся по переписи живыми, для того чтобы…
Для чего?
В его действиях совершенно очевидным образом прослеживается некая афера, но ее смысл оставался для меня малопонятным до тех пор, пока я не задалась конкретным вопросом.
Известно, что перечитывание книги, много лет назад входившей в школьную программу, обогащает читателя свежими впечатлениями, иногда – диаметрально противоположными тем, которые у него складывались в детстве.
Например, со временем сомнительная предприимчивость Чичикова стала казаться мне целеустремленностью, а стиль его общения – не изворотливостью, а эмпатией и интересом к людям. Мой Чичиков за сорок лет нашего знакомства менялся неоднократно, но я ни разу не задалась вопросом: какова была его конечная цель?
Точнее, мое понимание этой цели основывалось на трактовках, вынесенных из школьных уроков. Я отлично помню рассуждения о жанровой принадлежности, смысле названия, системе образов и композиции произведения. То, что Гоголь показал миру безнравственную российскую провинцию, я тоже не забыла, хотя сейчас на страницах книги я вижу не столько мрачное государство, сколько живых его обитателей, у каждого из которых есть судьба и характер.
И Чичиков, преподносившийся нам как новый герой эпохи, порождение бездушия и цинизма, уже не кажется мне таким однозначным персонажем.
Но вернемся к его целям.
И я, и мой муж были уверены, что суть аферы Чичикова – амбиции, желание обрести вес в обществе, без которого невозможно продвижение к материальному благополучию. Не знаю, откуда в наших головах появилась данная интерпретация, но именно тщеславие и жажда приближения к «кормушке» казались нам основными мотивами.
Пытаясь мыслить более конкретно, я расценивала стремление Чичикова в высший свет как ступень к выгодной женитьбе, но далее брака по расчету моя фантазия не распространялась.
Однако все оказалось куда проще: Чичиков скупал мертвые души с мошеннической целью.
Продав свое загородное наследство, Чичиков сумел перебраться в город (как это современно!). Тем, кто решил стать владельцем земли, в те годы государство оказывало поддержку: в Таврической и Херсонской губерниях земли предоставлялись под бесплатное заселение. Однако заселять их нужно было крестьянами, которых у Чичикова не было.
И вот тогда он разработал хитроумный план: купить фиктивных крестьян («мертвые души») и под их залог получить деньги (ссуду).
Такими залого-ссудными операциями занимался Опекунский совет (советов было два – в Москве и в Петербурге). Доходы со своей деятельности советы направляли на содержание детских домов и домов престарелых, поэтому мошенничество, совершенное с Опекунским советом, для современников Гоголя и Чичикова считалось особо безнравственным.
Поскольку до очередной переписи умершие крестьяне считались имеющимися в наличии, их продажа была выгодна и продавцу (он переставал платить подушный налог), и покупателю (он становился владельцем имущества, которое мог закладывать и с которым мог совершать разные махинации).
Своих крестьян Чичиков покупал за бесценок (а некоторых и вовсе получал в подарок), но заложить их в Опекунский совет он намеревался по рыночной цене, то есть налицо – существенная прибыль. Получив ссуду, значительно превышающую затраты на покупку «мертвых душ», аферист мог приобрести реальных (живых) крестьян, заселить их на бесплатно предоставляемые государством земли (Чичиков выбрал Херсонскую область) и вернуть кредит.
Правда, в те годы невозврат кредитов был распространен не меньше, чем сейчас, поэтому вопрос о том, планировал ли Чичиков исполнить свои обязательства перед Опекунским советом, остается открытым.
Вот, собственно, и стала ясна главная цель – обмануть государство и разбогатеть. Современникам писателя она была ясна и тогда, а нам зачем-то рассказывали про социальные противоречия эпохи…
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →