Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Categories:

Московский метрополитен лучший в мире

Соберетесь к нам в библиотеку, учтите – свободных посадочных мест у нас нет. Во всяком случае, вечером в будни. В субботу, конечно, посвободнее, но в среду, четверг и в пятницу в читальном зале – аншлаг (проверено на себе). Совсем хорошо - в воскресенье, но в воскресный день библиотека не работает.

Имейте в виду, что в читальном зале не действуют правила поведения в общественном транспорте: дамам место никто не уступает. Если вы рассчитываете на любезность в виде освобожденного под ваши удобства стула, то расчеты придется скорректировать. Ни ваш печальный вид, ни стопка книг, зажатая в вашем кулачке, не заставят какого-нибудь аспиранта встать, галантно шаркнуть ножкой и произнести «садитесь, пожалуйста». В читальном зале читатель читателю - друг, товарищ, но каждый на своем стуле.


Но это так, к слову…

Как и планировала, я решила почитать книжку американского инженера Джорджа Моргана «Московский метрополитен лучший в мире».

Когда я получила ее из рук библиотекаря, в зале не было ни одного свободного места, поэтому на некоторое время я села на диван в холле.

metropoliten1_1.jpg

Вскоре один из читателей поспешил домой, и я переместилась в зал.

metropoliten2_1.JPG

Уж не знаю, на каких условиях Морган писал в 1935 году свои строки, но он, принимавший непосредственное участие в строительстве, отметил, что «московский метрополитен вырос без «докторов» и «лекарств» в виде иностранных технических фирм, импортного оборудования и материалов; метро в Москве – на все 100 процентов советское сооружение».

Неужели это правда?

Несколькими страницами далее Морган рассказывает об англичанах, которые участвовали в щитовых работах (кстати, и щит был приобретен в Англии), и о комиссии французских экспертов. Думаю, что никто не предполагал, что найдется читатель, который станет дотошно изучать и сравнивать абзацы (или такому читателю быстро бы пояснили, какие страницы надо читать и как).

Кроме того, отмечено, что московские строители учитывали западный опыт: открытые работы на станциях «Сокольники» и «Остоженка» проводились «берлинским способом».

metropoliten3_1.JPG

Несмотря на заверения автора в том, что московское метро на 100% является советским продуктом, за участие в его строительстве сам Джорж Морган был награжден орденом Трудового Красного знамени. Об этом в брошюре, конечно, ничего не сказано.

Кстати, экземпляр, который хранится в нашем читальном зале – уникальный: на нем имеется автограф инженера!

metropoliten4_1.JPG

metropoliten5_1.JPG

Вся книжка (точнее - брошюра) пропитана восторженным настроением. Оно буквально брызжет с каждой страницы, в результате чего появляются сомнения в том, что Морган писал все это самостоятельно. Может быть такое, что автору дали подписать готовый текст?

Оглавление дает исчерпывающее представление не только о содержательной, но и об эмоциональной стороне произведения.

metropoliten6_1.JPG

Первая очередь московского метрополитена, которая была пущена в строй в 7 часов утра 15 мая 1935 года, описана как само совершенство: отсутствует опасность скопления пассажиров, обеспечена свобода и легкость движения потока людей (современные пассажиры с этим, разумеется, поспорят), соблюдены новейшие требования санитарной техники, все тоннели и станции прекрасно вентилируются (автор заверяет, что заграницей вентиляция осуществляется скупо).

И все это возможно только в Советском Союзе.

Да, самое главное: в советском метро более широкие и вместительные вагоны, чем у капиталистов!

Невероятный успех московских строителей объясняется в брошюре просто: у них не было стремления к наживе (1) и необходимости согласовывать прокладку тоннелей с частными домовладельцами (2).

metropoliten7_1.JPG

Темп строительства первой линии – настоящий рекорд скорости, не известный до 1935 года в мировой практике метростроения. И благодарить за это следует коммунистическую партию.

Для спуска на четырех станциях глубокого заложения были сооружены эскалаторы. Больше всего эскалаторов (шесть) было на станции «Охотный ряд».

metropoliten8_1.JPG

А вот так выглядел интерьер вагона.

metropoliten9_1.JPG

Недавно мне посчастливилось проехать несколько остановок в ретро-вагоне, который выглядел точно так, как на фотографии. Это просто наслаждение! Мягкие, удобные диваны, приятный свет, удобные поручни – комфорт, не сопоставимый с современными условиями.

С некоторыми тезисами Джорджа Моргана нельзя не согласиться. Морган пишет, что за границей, даже «на самых лучших линиях метро строят небольшие, низкие и узкие станции». Да, с московскими подземными дворцами конкурировать сложно. Однако вот что интересно: московское метро изначально задумывалось исключительно функциональным. Это потом кто-то решил, что каждая архитектурная деталь и каждый столб должны воспевать героическое прошлое народа – в 1930-е такое было неактуально. Обилие декора и помпезность появились позже, в послевоенные годы, и тогда метро из «чуда техники» превратилось в «чудо искусства» и символ воплощенного социализма.

С основной мыслью Джорджа Моргана я согласна полностью: московский метрополитен лучший в мире. Во всяком случае тот, который имел в виду и знал американский инженер. Единственное, что мне в нашем метро не нравится – шум. Остальное все отлично.

Я люблю станции, построенные до середины 1950-х годов. Все, что появилось позже, мне нравится значительно меньше, но это – сугубо личное отношение, нисколько не умаляющее грандиозности всего проекта.

Сейчас метрополитен раскинулся на такие расстояния, что я даже не представляю, где у него начало и конец.

Наверно, это правильно, ведь всем хочется жить в городе с лучшим в мире метрополитеном…

Tags: город, жизнь замечательных людей, история, чтение
Subscribe

Posts from This Journal “чтение” Tag

  • Четвертая болезнь

    Если вы откроете медицинскую энциклопедию (желательно - большую и старую), вы обнаружите в ней «четвертую болезнь». Для современного уха такое…

  • И это все о ней

    Я снова о библиотеке. Не о специализированном хранилище научной литературы, в которое регулярно захаживают белобородые ученые мужи, а о самой простой…

  • Непрерывка

    В жизни нет ничего незыблемого. И даже то, что сегодня кажется нам неприкосновенным, не подлежащим никаким изменениям, может стать объектом, на…

  • Наконец она открылась

    Вчера многие согласились с тем, что опыт карантинной жизни освободил нас от необходимости пользоваться услугами специальных людей. Мы обзавелись…

  • Гоголь на балконе

    У нас с Нюрочкой есть традиция читать на балконе. Не вслух, разумеется. В будние дни мы читаем на балконе по вечерам, в выходные – утром. На время…

  • Образ врага

    Чем больше я читаю старые газеты, тем увереннее прихожу к выводу: история имеет свойство повторяться. И дело даже не в исторической цикличности, а в…

  • На 25% веселее

    Разбирая старые блокноты, нашла два листа бумаги с текстом, напечатанным на машинке. Инструкция для женщин, заимствованная из чехословацкого…

  • Встретимся у водомета

    Мечтая о прогулках по своему любимому городу, взялась за путеводитель. Я люблю «растягивать» хорошие события: заранее продумывать багаж, когда…

  • Тяготы жизни

    За чашкой утреннего чая развернула газету, чтобы просмотреть последние новости и отвлечься от мыслей об эпидемии, и увидела короткую заметку, которая…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments