Имейте в виду, что в читальном зале не действуют правила поведения в общественном транспорте: дамам место никто не уступает. Если вы рассчитываете на любезность в виде освобожденного под ваши удобства стула, то расчеты придется скорректировать. Ни ваш печальный вид, ни стопка книг, зажатая в вашем кулачке, не заставят какого-нибудь аспиранта встать, галантно шаркнуть ножкой и произнести «садитесь, пожалуйста». В читальном зале читатель читателю - друг, товарищ, но каждый на своем стуле.
Но это так, к слову…
Как и планировала, я решила почитать книжку американского инженера Джорджа Моргана «Московский метрополитен лучший в мире».
Когда я получила ее из рук библиотекаря, в зале не было ни одного свободного места, поэтому на некоторое время я села на диван в холле.
Вскоре один из читателей поспешил домой, и я переместилась в зал.
Уж не знаю, на каких условиях Морган писал в 1935 году свои строки, но он, принимавший непосредственное участие в строительстве, отметил, что «московский метрополитен вырос без «докторов» и «лекарств» в виде иностранных технических фирм, импортного оборудования и материалов; метро в Москве – на все 100 процентов советское сооружение».
Неужели это правда?
Несколькими страницами далее Морган рассказывает об англичанах, которые участвовали в щитовых работах (кстати, и щит был приобретен в Англии), и о комиссии французских экспертов. Думаю, что никто не предполагал, что найдется читатель, который станет дотошно изучать и сравнивать абзацы (или такому читателю быстро бы пояснили, какие страницы надо читать и как).
Кроме того, отмечено, что московские строители учитывали западный опыт: открытые работы на станциях «Сокольники» и «Остоженка» проводились «берлинским способом».
Несмотря на заверения автора в том, что московское метро на 100% является советским продуктом, за участие в его строительстве сам Джорж Морган был награжден орденом Трудового Красного знамени. Об этом в брошюре, конечно, ничего не сказано.
Кстати, экземпляр, который хранится в нашем читальном зале – уникальный: на нем имеется автограф инженера!
Вся книжка (точнее - брошюра) пропитана восторженным настроением. Оно буквально брызжет с каждой страницы, в результате чего появляются сомнения в том, что Морган писал все это самостоятельно. Может быть такое, что автору дали подписать готовый текст?
Оглавление дает исчерпывающее представление не только о содержательной, но и об эмоциональной стороне произведения.
Первая очередь московского метрополитена, которая была пущена в строй в 7 часов утра 15 мая 1935 года, описана как само совершенство: отсутствует опасность скопления пассажиров, обеспечена свобода и легкость движения потока людей (современные пассажиры с этим, разумеется, поспорят), соблюдены новейшие требования санитарной техники, все тоннели и станции прекрасно вентилируются (автор заверяет, что заграницей вентиляция осуществляется скупо).
И все это возможно только в Советском Союзе.
Да, самое главное: в советском метро более широкие и вместительные вагоны, чем у капиталистов!
Невероятный успех московских строителей объясняется в брошюре просто: у них не было стремления к наживе (1) и необходимости согласовывать прокладку тоннелей с частными домовладельцами (2).
Темп строительства первой линии – настоящий рекорд скорости, не известный до 1935 года в мировой практике метростроения. И благодарить за это следует коммунистическую партию.
Для спуска на четырех станциях глубокого заложения были сооружены эскалаторы. Больше всего эскалаторов (шесть) было на станции «Охотный ряд».
А вот так выглядел интерьер вагона.
Недавно мне посчастливилось проехать несколько остановок в ретро-вагоне, который выглядел точно так, как на фотографии. Это просто наслаждение! Мягкие, удобные диваны, приятный свет, удобные поручни – комфорт, не сопоставимый с современными условиями.
С некоторыми тезисами Джорджа Моргана нельзя не согласиться. Морган пишет, что за границей, даже «на самых лучших линиях метро строят небольшие, низкие и узкие станции». Да, с московскими подземными дворцами конкурировать сложно. Однако вот что интересно: московское метро изначально задумывалось исключительно функциональным. Это потом кто-то решил, что каждая архитектурная деталь и каждый столб должны воспевать героическое прошлое народа – в 1930-е такое было неактуально. Обилие декора и помпезность появились позже, в послевоенные годы, и тогда метро из «чуда техники» превратилось в «чудо искусства» и символ воплощенного социализма.
С основной мыслью Джорджа Моргана я согласна полностью: московский метрополитен лучший в мире. Во всяком случае тот, который имел в виду и знал американский инженер. Единственное, что мне в нашем метро не нравится – шум. Остальное все отлично.
Я люблю станции, построенные до середины 1950-х годов. Все, что появилось позже, мне нравится значительно меньше, но это – сугубо личное отношение, нисколько не умаляющее грандиозности всего проекта.
Сейчас метрополитен раскинулся на такие расстояния, что я даже не представляю, где у него начало и конец.
Наверно, это правильно, ведь всем хочется жить в городе с лучшим в мире метрополитеном…