Ее сдержанный дизайн вызывает у меня нежные чувства, особенно – в выходные дни, когда из ее дверей не извергается лава офисных работников с угрюмыми лицами, характерными для людей с хроническим дефицитом сна.

У нашей станции – два наземных выхода. Один находится южном павильоне (см. фотографию выше), другой (северный) – в высотном здании напротив.

История северного вестибюля с заморозкой грунта, связанной со сложными геологическими условиями, освещается постоянно, а история сооружения нашего южного павильона отодвинута на второй план.
А между тем южный павильон заслуживает внимания. Четыре арки его портала кажутся мне воплощением совершенства. Никакого шика – только выразительная и лаконичная элегантность, которая не утратила своего очарования с 1935 года.

Известно, что первоначальный проект подвергался корректировке при участии иностранных специалистов, которые были приглашены на строительство первой линии московского метрополитена.

К нашим «Красным воротам» приложил свою руку и голову американский инженер Джордж Морган, но его имя на памятных досках, разумеется, не упоминается. До того, как помочь советским коллегам в реализации нового транспортного проекта, он строил магнитогорский металлургический комбинат.
В 1935 году в издательстве «Московский рабочий» вышла книжка Джордж Морган «Московский метрополитен лучший в мире». При случае поинтересуюсь в нашей библиотеке…
Советским автором проекта станции был Иван Фомин, вестибюля – Николай Ладовский. Ладовский был новатором и рационалистом, и объединение архитекторов, к которому он принадлежал, находилось в творческом соперничестве с конструктивистами. Именно поэтому не стоит называть арочный портал нашего павильона конструктивистским.
Каждый день тысячи людей проходят через этот портал, не задумываясь над тем, какие творческие поиски предшествовали его созданию. А ведь стиль Ладовского (архитектурный стиль и метод преподавания) это особый подход к формообразованию и организации архитектурного пространства.
Как сложилась жизнь Ладовского после сдачи станции в эксплуатацию и как он умер в декабре 1941 года, неизвестно. Поговаривают, что успешный 60-летний архитектор совершил суицид, но это – только версия.
Вернемся к метро.
Павильон – асимметричный. Асимметрия наглядно видна сзади: левая (застекленная) часть значительно выше.

В застекленной части располагался книжный магазин. Жаль, что сейчас его нет.

В углу этой старой фотографии видно, что он был.

Между прочим, именно на «Красных воротах» впервые появились турникеты и эскалатор.
А Красных ворот, в честь которых названа станция, давно не существует. В 1926 году их отремонтировали, а в 1927-м – снесли. Вот такая она, советская хозяйственная логика…