Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Categories:

«Красные ворота»: скромное обаяние советского рационализма

Я очень люблю одну из ближайших к нашему дому станций метро – «Красные ворота», несмотря на то, что она декорирована не так щедро и помпезно, как другие станции.

Ее сдержанный дизайн вызывает у меня нежные чувства, особенно – в выходные дни, когда из ее дверей не извергается лава офисных работников с угрюмыми лицами, характерными для людей с хроническим дефицитом сна.


kr_vorota1_1.JPG

У нашей станции – два наземных выхода. Один находится южном павильоне (см. фотографию выше), другой (северный) – в высотном здании напротив.

kr_vorota2_1.JPG

История северного вестибюля с заморозкой грунта, связанной со сложными геологическими условиями, освещается постоянно, а история сооружения нашего южного павильона отодвинута на второй план.

А между тем южный павильон заслуживает внимания. Четыре арки его портала кажутся мне воплощением совершенства. Никакого шика – только выразительная и лаконичная элегантность, которая не утратила своего очарования с 1935 года.

kr_vorota3_1.JPG

Известно, что первоначальный проект подвергался корректировке при участии иностранных специалистов, которые были приглашены на строительство первой линии московского метрополитена.

kr_vorota4_1.jpg

К нашим «Красным воротам» приложил свою руку и голову американский инженер Джордж Морган, но его имя на памятных досках, разумеется, не упоминается. До того, как помочь советским коллегам в реализации нового транспортного проекта, он строил магнитогорский металлургический комбинат.

В 1935 году в издательстве «Московский рабочий» вышла книжка Джордж Морган «Московский метрополитен лучший в мире». При случае поинтересуюсь в нашей библиотеке…

Советским автором проекта станции был Иван Фомин, вестибюля – Николай Ладовский. Ладовский был новатором и рационалистом, и объединение архитекторов, к которому он принадлежал, находилось в творческом соперничестве с конструктивистами. Именно поэтому не стоит называть арочный портал нашего павильона конструктивистским.

Каждый день тысячи людей проходят через этот портал, не задумываясь над тем, какие творческие поиски предшествовали его созданию. А ведь стиль Ладовского (архитектурный стиль и метод преподавания) это особый подход к формообразованию и организации архитектурного пространства.

Как сложилась жизнь Ладовского после сдачи станции в эксплуатацию и как он умер в декабре 1941 года, неизвестно. Поговаривают, что успешный 60-летний архитектор совершил суицид, но это – только версия.

Вернемся к метро.

Павильон – асимметричный. Асимметрия наглядно видна сзади: левая (застекленная) часть значительно выше.

kr_vorota5_1.JPG

В застекленной части располагался книжный магазин. Жаль, что сейчас его нет.

kr_vorota6_1.JPG

В углу этой старой фотографии видно, что он был.

kr_vorota7_1.jpg

Между прочим, именно на «Красных воротах» впервые появились турникеты и эскалатор.

А Красных ворот, в честь которых названа станция, давно не существует. В 1926 году их отремонтировали, а в 1927-м – снесли. Вот такая она, советская хозяйственная логика…

Tags: город
Subscribe

Posts from This Journal “город” Tag

  • Интересно?

    На днях я была на деловой встрече в одном офисном центре, расположенном на расстоянии приятной пешей прогулки от дома. Территория центра закрыта для…

  • Фанат онлайна

    На днях я поняла, что окончательно и бесповоротно стала фанатом онлайна. Он воспринимается мной как приятный и рациональный формат деловой жизни,…

  • Ноги зовут

    Если не считать моих регулярных прогулок на работу и обратно, то придется признать, что в течение последнего года в Москве я не ходила дальше…

  • Бахилы

    Я все могу понять… И даже то, что из амбулатории человек выходит, потрясенный состоянием своего здоровья. Потрясенный до такой степени, что не…

  • Не согласна с мужем

    Мой муж говорит, что я очень часто падаю. А я с ним не согласна. То есть факты ежегодных падений я не отрицаю, но вот называть их очень частыми я…

  • Праздник для интроверта

    В связи с отсутствием в Москве такой простой вещи как променад, я гуляю по ближайшему бульвару, и сейчас эти прогулки – сплошное удовольствие! Не…

  • Когда у погоды нет депрессии

    Не знаю, почему у нас ругают климат и бегут от него без оглядки во всякие капиталистические страны. Я считаю, что все поуехавшие должны пересмотреть…

  • Книга – источник опасности?

    Если бы на днях меня не пригласили на пятничную вечеринку в боулинг, возможно, происходящее с библиотеками не вызывало бы у меня такого недоумения.…

  • Ах, снег-грязёк

    Если бы я жила в небольшом поселке в северной части Швеции, я бы любила снег и ждала его появления. Кстати, в инстаграме я даже подписалась на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments