Ассортимент хлеба в булочных не стремился поразить воображение покупателей, поскольку покупатели никогда не задумывались над тем, стоит ли приобретать этот продукт. Не знаю, был ли советский хлеб качественнее современного, но в те годы население не так беспокоилось по поводу качества потребляемой пищи, как сейчас. Кстати, продавался хлеб без индивидуальной упаковки - выложенным на деревянных стеллажах в открытом виде.
Приличные покупатели эмпирически удостоверялись в свежести батона (в его мягкости) с помощью металлической ложки, привязанной к прилавку; неприличные пытались потрогать его рукой.
Хлеб был не только обязательным аккомпанементом завтрака, обеда и ужина, но и основой «десерта», рецепт которого знаком многим читателям: на кусок белого хлеба намазывали сливочное масло и насыпали сахарный песок.
На основе черного хлеба делали самые доступные бутерброды, используя либо соль с растительным маслом, либо горчицу.
В отличие от современных представлений, в советский период заурядный хлеб не считался пищей бедняков и зловредным источником углеводов. Если сейчас большое количество семей годами осознанно не употребляют ни крошки хлеба, то в Советском Союзе таких были единицы.
Особо уважительное отношение к хлебобулочной продукции, достигающее степени религиозного культа, в гражданах воспитывали с детства. Можно было без всяких угрызений совести выбросить батон колбасы, но не корку хлеба (правда, в деревнях хлебом кормили скот, но эта тема как-то не популяризировалась). В бедной стране хлеб был «всему головой», и никакие другие «головы» типа сосисок и сыра на его место не претендовали.
В любом доме была хлебница – специальная деревянная или эмалированная емкость, предназначенная исключительно для хранения хлеба. Обычно ее ставили на холодильник, поскольку холодильники тех лет были намного ниже ростом современных моделей. Когда в конце 1980-х годов мы переезжали на новую квартиру, хлебница была одним из первых предметов, отправившихся на помойку.
Удивительно, но в Ленинграде батон белого хлеба назывался «булкой», а черного – «буханкой», и перепутать эти названия считалось грубой ошибкой.
Муж нашей Коки каждое утро выпивал стакан горячего молока с маслом (непременно из стакана в подстаканнике!) и ел булку. Если вы думаете, что он завтракал булочками, то вы ошибаетесь – Кока подавала ему на завтрак два куска свежего белого хлеба.
И в Москве, в отличие от Ленинграда, были «булошные».
Когда закончился Советский Союз и хлеб перешел из категории «сакральное» в категорию «продукты», всем стало легче. Теперь в любом супермаркете можно купить не только «нарезной», «круглый» и «пшеничный», но и всевозможные багеты и лаваши. В домах больше нет хлебниц, а на улицах – булочных. Мы живем другой жизнью, в которой хлеб можно выбросить, не ощущая себя предателем.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →