Слово Адвент переводится как «наступление». Оно обозначает процесс подготовки к Рождеству, а не конкретную вещь (даже если на ее изготовление ушли недели упорного труда и литры канцелярского клея).
Именно с него, с Адвента, начинается литургический год, а те четыре недели, которые Адвент продолжается, верующие проводят не только с молитвой, но и в небольшом посту. Наш пост, как и положено, носит духовный характер и не сводится к гастрономическим ограничениям, хотя и они могут быть введены верующим, если он усматривает в отказе от любимого блюда определенный личностный смысл и опыт.
Каждый год Адвент выпадает на воскресенье в период с последних чисел ноября до первых дней декабря. В 2019 году датой начала Адвента стало 1 декабря.
Именно с Адвентом связано несколько традиций, которые охотно соблюдают и не-лютеране.
Наверно, самая малораспространенная – установка рождественского вертепа, который воспроизводит сцену Рождества. На протяжении 12 лет мы ставим вертеп, который когда-то купили в Риме.



И второй год – элегантную композицию, которую мне подарили в прошлом году.

Я обратила внимание на то, что с каждым годам в московских магазинах расширяется ассортимент компактных вертепов, что говорит о возрождении дореволюционной традиции. Правда, пока выражение лиц персонажей вызывает легкое недоумение.


Рождественская иллюминация и красиво наряженные ели – это классическая немецкая традиция, связанная с лютеранским Адвентом и подхваченная, в частности, россиянами. Сейчас уже многие знают, что традиция украшать елку пришла в Российскую империю из Германии, однако не все помнят, что и календарь Адвента, состоящий из 24 окошек, за которыми скрываются маленькие приятности – тоже лютеранская традиция.
Традицию календарей в Германии придумали более ста лет назад: в окошках размещали библейские цитаты и кусочки шоколада. Наверно, не все мамы, активно изготовляющие и покупающие подобные календари своим детям, знают, что 24 окошка символизируют 24 дня Адвента.
Вот, например, календари, которые сейчас продаются в книжном магазине. Конечно, они уступают тем, которые изготовляются самостоятельно.

Очень популярным атрибутом декабря стал светильник в форме Вифлеемской звезды. У нас он называется «Рождественской звездой», а в Германии – «звездой Гернгута». В названии увековечено имя учителя математики, который двести лет назад работал в школе для мальчиков в Саксонии. Используя лампу хорошо известной нам формы, Гернгут демонстрировал школьникам геометрические принципы.
У меня, к сожалению, нет такого светильника, но я надеюсь, что когда-нибудь куплю «Рождественскую звезду».
Но зато у меня есть другой рождественский светильник, который мне очень нравится.

Намного реже светильников в домах соотечественников можно встретить венок Адвента – четыре свечи, декорированные в рождественском стиле. В 1839 году его придумал лютеранский священник Иоганн Вихорн.
Собственно, задача венка идентична задаче календаря - вести отсчет до наступления праздника, только в календаре отмечаются дни, а в венке – недели.

Еще один «наш» новогодний символ – Щелкунчик. Образ Щелкунчика и спектакли по сказке «Щелкунчик и мышиный король», ставшие символом празднования Рождества - это тоже своеобразный лютеранский привет, ведь автором является немецкий писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман.


Красочные издания сказки сейчас лежат в книжных лавках на самом видном месте!

Самая вкусная традиция Адвента – покупка или выпечка рождественского кекса, который называется Штоллен.
Штоллен принято покупать до Рождества, а вот есть – в рождественскую ночь.
В Москве штоллены продаются практически во всех супермаркетах, но в Зеленоградске выбор шире.

А вот традиционный рождественский цветок – пуансеттия – это не немецкое, а американское изобретение. У нас в последние годы пуансеттия продается повсюду как раз перед и в течение всего Адвента.