Почему, глядя на грандиозный памятник, установленный в эпицентре главной городской площади, нам не приходит в голову воскликнуть: «Ишь ты, хорошо устроился! расселся тут и улыбается»?
Чувство зависти и сопровождающий ее процесс «завидования» - одни из самых бестолковых свойств человеческой натуры. Завистник не осознает, что негативные эмоции у него вызывает не факт обладания той или иной вещью, должностью, привилегией, а удовольствие, которое обладатель от них испытывает!
Глядя на чужую жизнь, как на обильно сервированный фуршет, на котором едоки радостно поглощают лакомства, завистник глотает слюни и шепчет «чтоб ты подавился, чтоб ты подавился» вместо того, чтобы присоединиться к общему приподнятому настроению. А присоединиться-то очень просто, если понять, что фуршет сервирован не дефицитными яствами, а удовлетворением от имеющегося. Именно оно – удовлетворение от имеющегося – является главным блюдом! И отрезать себе кусочек этого удовлетворения может абсолютно любой.
Зависть вызывает не пирог, а сытость, которую мы видим. Видим, потому что она нам кажется.
Собственно, потому мы и не завидуем памятникам, что они не в состоянии извлечь радость и чувство удовлетворения из своего привилегированного статуса. Бездушно-мертвый памятник даже не догадывается, в каком чудесном месте и в какой эффектной позе он оказался.
По той же причине мы не завидуем тяжело больным, вокруг которых суетится целая толпа, взбивающая перины и подающая теплые сливки. Вся эта избыточная забота не приносит страдальцу ни радости, ни удовольствия, и поэтому нам не приходит в голову сказать «чтоб ты подавился», глядя на его неторопливый завтрак, состоящий сплошь из деликатесов.