И вот не прошло и месяца, как мне посчастливилось испытать точно такие же восторженные эмоции по случаю другого концерта, размахом и поводом бывшего куда скромнее.
Насмотревшись «Чисто английских убийств» и начинавшись романов Агаты Кристи, я стала неплохо представлять себе культурную жизнь английской глубинки, которую дружелюбные и тактичные англичане поддерживают на протяжении десятилетий. Их любительский досуг, приуроченный к разным календарным датам, представляется мне по-своему очаровательным, но лишенным всякого лоска и претензий на профессиональный уровень. Творческие вечера, которые периодически проводятся в сельских клубах, кажутся мне милой игрой, в которой исполнители берут на себя труд играть «как взрослые», а зрителям вменяется в обязанность вести себя как в «настоящем концерте». Исполнение может быть незатейливым и небезупречным, но вот отношение артистов к своему делу неизменно характеризуется серьезностью и полной самоотдачей.
Не знаю, насколько далеки мои представления от реальности. Возможно, они вообще не имеют к ней никакого отношения.
И тем не менее именно такой я представляю себе культурную жизнь английской деревни. Я не думаю, что в каждом английском клубе имеется свой симфонический оркестр или театральная труппа, но любительские творческие коллективы, наверняка, кое-где встречаются.
А теперь вернемся на родину, точнее – возьмем чуть левее и совершим посадку в ее эксклаве. И зайдем в дом культуры города Зеленоградска. И сядем на первый ряд, случайно опередив двести человек, часть из которых будет вынуждена сидеть на дополнительных стульях и даже стоять вдоль проходов.
Концерт по случаю дня народного единства, который был организован силами исключительно любительских коллективов, почему-то вызвал у меня желание сравнить его с концертом в английском клубе. Возможно, потому что сам Зеленоградск по-хорошему провинциален.
Несмотря на маленький формат (что такое Зеленоградск в масштабе мощного государства, основная территория которого находится в тысяче километров отсюда?), этот концерт был одновременно и местным, и напоминающим грандиозное шоу в Кремлевском дворце.
Каждый из выходивших на сцену (подчеркиваю: это были любители!) был практически готовым артистом, которому надо слегка поработать над сценическими движениями и вокалом. Если бы «задник» сцены не был статичным, а жил насыщенной визуальной жизнью, какой живут «задники» крупных площадок, мы бы вообще не смогли найти более двух отличий между концертом в нашем «Курортном» и нашем Кремлевском.
Посмотрите, сколько вдохновения в лицах исполнителей совершенно разного возраста!
И ведущие отлично говорили. Да, это не Валдис Пельш, но не могут же все быть Валдисами Пельшами.
Мне очень понравился народный хор! И настроение, и костюмы, и пение – все вызывает восторг.
Маленькая девочка, исполнявшая «Кукушку» Цоя, просто потрясающе держалась на сцене.
Солнце мое, взгляни на меня!
Моя ладонь превратилась в кулак.
И если есть порох, дай огня!
Вот так!
Эти слова, казалось, способны зажечь зал. Во всяком случае, по сравнению с хрестоматийной «С чего начинается родина» они звучали значительно ярче и сильнее.
Приятно удивила умеренно патриотическая песенка в стиле рэп, которую исполняли девушки в цветочных венках.
И, конечно, «гвоздь программы» - вокально-инструментальный ансамбль «Тайфун» нашей воинской части – той, на которую выходят окна моей спальни.
Да, это не те утренние попурри из «Катюши» и «Маруси», под которые летом просыпался мой муж. Это – настоящая эстрада, которая в столичном оформлении будет полностью соответствовать профессиональному уровню.
За полтора часа праздничного концерта, который устроили зрителям артисты из нашей «английской глубинки», я пришла к выводу, что любой исполнитель, помещенный в профессионально изготовленный антураж, может стать «звездой» столичного уровня. Дело – не в артисте, а в сцене. А еще точнее – в сценическом освещении и в «заднике» сцены.
Разумеется, академическое, оперное пение – совсем другое дело. Там требуются талант, недюжинное упорство и настоящие вокальные данные, а не крепкий любительский уровень застольного пения.
А вот эстрада – это скорее оформление, чем способности. При внешних и голосовых данных, соответствующих степени минимальной достаточности, можно любого превратить в «поп-звезду».
Немного тренировки, диеты и правильное соотношение размера осветительного прибора с получающейся от него тенью и – вуаля! Звезда собирает стадионы!
Согласны?