Известно, что у гражданина может быть только один идентификационный налоговый номер (ИНН), единый на всей территории страны по всем видам налогов и сборов. Но в редких случаях (я в данном случае олицетворяю такой редкий случай) гражданину присваивается не один, а два ИНН.
По ошибке!
Чаще всего это происходит при покупке недвижимости (например, дачи). По правилам, перед тем, как поставить человека на налоговый учет по месту нахождения объекта недвижимости, инспекция должна убедиться, что у этого человека отсутствует ИНН, чтобы избежать ситуации повторного присвоения номера. Однако на практике, которая отличается от правил, налоговики не утруждаются поисками по базе данных и присваивают счастливому владельцу недвижимости второй ИНН, по которому начинают регулярно запрашивать налоги. В итоге такого «задвоения» номеров возникает путаница, и путаница эта не в пользу налогоплательщика, которому приходят двойные квитанции на оплату одних и тех же налогов.
И вот мне стало скучно и грустно платить налоги дважды, и я решила пойти в налоговую инспекцию с просьбой аннулировать лишний ИНН.
Я себе это представляла так: мы с мужем возьмемся за руки и теплым октябрьским вечером отправимся в налоговую контору с заявлением.
А заодно оформим налоговый вычет, положенный всем добропорядочным приобретателям недвижимости один раз в жизни.
Докладываю: по части теплого вечера и взяться за руки все было в точности с планом, а вот дальше…дальше кое-что пошло не так.
Несмотря на то, что муж заблаговременно справился о том, какие бумаги нужно предъявить инспекторам, и подготовил полный набор документов, ограничиться обращением в одно окно нам не удалось.
Во-первых, выяснилось, что даже при плановом ходе дел оформить налоговый вычет можно, обратившись в три (!) окна, то есть к трем разным инспекторам. И каждый из инспекторов сидит, обложившись бумагами, невзирая на огромную базу данных в электронном виде.
Нет, интерьеры у нас в налоговой инспекции очень симпатичные. И будьте-добры-пожалуйста пунктирно наблюдается у стойки администратора (не распространяясь дальше по окошкам), особенно если налогоплательщик не будет тревожить администратора больше одного раза. Однако метаться по окнам гражданам все равно приходится.
Во-вторых, обнаружилась проблема с подачей декларации: по одной базе данных (которая собирает налоги) я числюсь, а по какой-то другой (которая предоставляет налоговые вычеты) меня не наблюдается.
В итоге за десять минут пребывания в конторе мы обзавелись солидным комплектом талонов, по каждому из которых были вынуждены общаться с инспекторами.
Из окошка номер шесть нас отправляли в окошко номер двадцать два, из двадцать второго – в десятое, из десятого – в шестнадцатое и т.д. Наверно, теперь я могу хвастаться тем, что лично знакома со всеми инспекторами первой налоговой конторы!
В-третьих, когда дело частично зашло в тупик, и у меня возник вопрос «что делать», контора ответила мне полным безразличием…
Итоги визита в теплый осенний вечер: заявление подано, срок ожидания – три месяца (не поняла, чего ждать, но набралась терпения), но в областную контору, присвоившую мне второй, совершенно ненужный (!), ИНН, ехать все равно придется.
Да, и что характерно: областная инспекция работает исключительно в рабочее время – свое и мое…