Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Category:

Золотая рыбка

Есть один очень простой тест, позволяющий определить «степень столичности» жителя Москвы. Даже не тест, а вопрос, ответ на который немедленно сообщит вам, знает ли человек город в полной мере.

Все просто: надо показать испытуемому одну фотокарточку и задать вопрос: «Что здесь было раньше?».


GOLDFISH1_1.JPG

Правильный ответ – магазин «Рыба», в котором были большие аквариумы.

GOLDFISH2_1.jpg

Если вы помните, раньше мы жили при советской власти. И эта власть, в лице министерства рыбного хозяйства, убеждая нас в пользе рыбы, в 1970-е годы открыла сеть магазинов «Океан».

Разумеется, у этого были серьезные причины: необходимость компенсировать недостаток мяса и мощные государственные инвестиции в рыбный промысел.

Пресловутый «рыбный день», еженедельно выпадавший на четверг и отчаянно презираемый гражданами, укрепил отношение к рыбе как к продукту второго сорта (по сравнению с мясом, сосисками и колбасой). Конечно, к севрюге и к крабам население относилось уважительно, а вот минтай, хек и путассу считались пищей бедных, которых в СССР, разумеется, не было.

Пропагандистскую кампанию было решено усилить открытием «Океанов», что и было сделано.

В начале 1990-х рыбные полки опустели. Вместо свежих и замороженных тушек на прилавках появились пирамиды из рыбных консервов. Наверняка, у вас они до сих пор ассоциируются с тотальным дефицитом (как и у меня).

А теперь перенесемся в сегодняшний день.

Несколько лет я покупала разную рыбу в ближайших магазинах. Конечно, за рыбной экзотикой приходилось ехать в гипермаркет, но практически в каждой продуктовой лавке «шаговой доступности» любой мог без труда приобрести живого карпа или мертвую форель.

И вот относительно недавно, нынешним летом, я обратила внимание на то, что вместо рыбных тушек, обычно выложенных на прилавке с соблюдением базовых эстетических принципов, выстроились консервные ряды.

Их унылый вид вызвал у меня беспокойство и желание поинтересоваться перспективами.

GOLDFISH3_1.JPG

- А рыба будет? – спросила я языком человека советской эпохи.

- Не будет, - призналась продавщица.

Потом она, вероятно, вспомнила, как велено отвечать покупателям, и сказала, что «рыба будет, но потом … в конце августа … или в октябре … будет обязательно … приходите».

Ее неуверенный оптимизм подтверждали рекламные плакаты, призывающие покупать стейки.

GOLDFISH4_1.JPG

На прошлой неделе я зашла в тот же отдел в надежде увидеть обещанные рыбные товары.

На первый взгляд, ничего не изменилось: вместо свежей рыбы лежат консервы, но плакат все еще цел.

GOLDFISH5_1.JPG

Удивительно, но рыба исчезла не только из этого супермаркета, но и из остальных, в которых я ее регулярно покупала.

В ближайшем к нашему дому магазине рыбная тема раскрыта следующим образом:

GOLDFISH6_1.JPG

Объяснить это чем-то иным, кроме снижения покупательной способности, я не могу, поскольку одновременно с рыбой исчезло свежее мясо (его ассортимент резко сократился и на полках лежат только вакуумные упаковки, предусматривающие возможность длительного хранения).

Нет, это – не дефицит.

Это – мера, которая защищает супермаркет от убытков, которые стали возникать из-за того, что неуклонно беднеющее население перестало кушать хорошо и дорого.

В куриной части супермаркета все полки ломятся от товаров, поскольку куриное мясо пока остается общедоступным.

Любопытства ради (а заодно и закупиться) мы заехали в гипермаркет, в котором рыбы всегда было не просто много, а очень много.

Плакат на фасаде обещал нам исполнение мечты!

GOLDFISH7_1.JPG

Гипермаркет был полон не только товарами, но и покупателями, поскольку это было время, традиционное для массового шопинга.

GOLDFISH8_1.JPG

И, действительно, в отличие от супермаркетов, расположенных поблизости с нашим домом, свежая рыба здесь продается, но в рыбной зоне покупатели больше напоминали посетителей музея, чем людей, готовых к покупкам.

GOLDFISH9_1.JPG

Указатель «направление очереди» ностальгически напоминает о временах, когда рыбная продукция была доступна гражданам, а соотношение товаров к их приобретателям приближалось к 1:1.

GOLDFISH10_1.JPG

Поглядев в холодные рыбные глаза, удивленно выпученные от цен, мы ограничились покупкой селедки.


Tags: повседневность
Subscribe

Posts from This Journal “повседневность” Tag

  • Пристегнутая элегантность

    Много лет я увлекалась вышиванием. Этот вид рукоделия представляется мне чрезвычайно удобным для тех, кто хочет, но не умеет рисовать. Вышивка была и…

  • Что же будет дальше?

    Чем дольше продолжается вирусная ситуация, тем чаще люди задумываются над перспективами. И дело не в том, что они сталкиваются с последствиями…

  • Стиль и страсти

    Спасибо тому, кто порекомендовал мне сериал «Преступления страсти». Наверно, сериал можно назвать детективным, но отнесение его к данной категории…

  • Неожиданные признания

    Несмотря на изоляцию, охватившую широкие слои населения, я продолжаю активно общаться с разными людьми. И вовсе не потому, что я – экстраверт,…

  • Не-бесполезный огород

    Несколько недель назад, строго соблюдая самоизоляцию и усердно трудясь в удаленном формате, я вздумала озеленить наш балкончик. Поскольку я –…

  • На 25% веселее

    Разбирая старые блокноты, нашла два листа бумаги с текстом, напечатанным на машинке. Инструкция для женщин, заимствованная из чехословацкого…

  • Куда побежим?

    Признаюсь, я не отношусь к той категории граждан, которые с нетерпением заглядывали в государственные планы снятия ограничений и бесконечно повторяли…

  • Вместо инстаграма

    Возможно, сейчас это покажется невероятным, но раньше люди жили без инстаграма. Обмен информацией, поддержание социальных связей и самопрезентация…

  • Птички поют

    Независимо от того, хотим ли мы скорейшей отмены всех ограничений или, наоборот, мечтаем продлить пижамные романы со своими любимыми квартирами,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments