Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

По следам вчерашнего обсуждения

Дорогие друзья, читатели, коллеги! Огромное спасибо всем, кто принял участие в обсуждении вчерашнего поста «Оформление инвалидности». Я уверена, что эти проблемы надо обсуждать, если мы хотим, чтобы общество было нравственно здоровым. Отворачиваться от острых проблем это значит откладывать их решение.


Разрешите подвести итог.

Мне кажется, некоторое недопонимание возникло из-за того, что участники обсуждения подразумевали разные проблемы.

Я и подавляющее большинство тех, кто написал комментарии - категорически против любой дискриминации. Не только людей, но и всех живых существ. Мое глубокое убеждение - каждый должен иметь возможность прожить жизнь достойно. Ни о дискриминации, ни о резервации речь не идет. Все должны жить ОБЩЕЙ жизнью, однако между жизнью и школой неразумно ставить знак равенства.

Мы обсуждали только один аспект жизни - образование (обучение). Это первое.
Второе. Мы говорили о пациентах с УМЕРЕННОЙ степенью умственной отсталости! Поясню: слово «умеренная» не означает «незначительная». Умственная отсталость бывает 4-х степеней: легкая, умеренная, глубокая, тяжелая. В Международной классификации болезней они имеют соответствующие коды: F70, F71, F72, F73. Случай, описанный в посте - F71.

Понятие «когнитивные затруднения» очень широкое. Разумеется, в посте речь не идет о задержке умственного развития, о пограничной степени снижения интеллекта, о расстройствах аутистического спектра, и уж тем более - о гиперактивности при сохранном интеллекте. Само собой не подразумевались дети с нарушениями слуха, зрения, двигательной сферы и другими ограниченными возможностями здоровья. Все они могут и должны учиться в общеобразовательных школах. Мы обсуждали только типичный вариант СД!

В большинстве случаев (а описанный в посте случай вполне конкретен и типичен) у детей с СД интеллект снижен до умеренной степени, то есть IQ - ниже 50 (в нашем случае он равен 42). Это очень серьезный интеллектуальный дефицит. Ни с каким индивидуальным подходом и даже массивной поддержкой такой ребенок не может освоить образовательный стандарт «обычной» школы. На мой взгляд, поместить его в стандартный класс (а именно такую «инклюзию» может дать школа и хочет получить мама) - это создать для ребенка такие невыносимые условия, что его жизнь превратится в ад. Вот там как раз и начнется дискриминация...

Чтобы облегчить маме понимание ситуации, я предложила ей пойти работать в контору, где все говорят на китайском языке и выполняют трудовые операции, смысл которых ей непонятен. Более того – известно, что на следующий год фирма перейдет на японский язык, через год - на вьетнамский и т.д., не давая женщине шанса освоить хотя бы несколько фраз «прошлогоднего» языка. Мама искренне отказалась, сказав, что «ни за что не пошла бы работать при таких условиях», но так и не поняла, что это - полная аналогия положению его ребенка в обычной школе!

Специальные школы созданы для того, чтобы не было дискриминации! Дискриминация - это лишение ребенка права на развитие и обучение (и условия в обычной школе ему это лишение гарантируют). Специальные образовательные условия - это предоставление ребенку возможности овладеть доступными знаниями и навыками, это подготовка к жизни, это развитие познавательной сферы и т.д.

Никто не выступает за отделение одних от других! Помещение ребенка в категорически не соответствующие его возможностям условия это и есть его ЦИНИЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ от социума, призванное не только подчеркнуть его несоответствие возрастным нормативам, но и продемонстрировать необратимость этого несоответствия.

И последнее: мой пост - о типичном варианте синдрома Дауна с умственной отсталостью УМЕРЕННОЙ степени. Я не имела в виду редко встречающуюся мозаичную форму синдрома (до 2% пациентов), при которой умственной отсталости может и не быть. Мы обсуждали ТИПИЧНЫЙ и, подчеркиваю, конкретный случай, когда умеренная степень умственной отсталости (по устаревшим классификациям – имбецильность) подтверждена в результате исследования.

Большое спасибо ВСЕМ за обсуждение. Оно раскрыло новые аспекты проблемы и показало, что общество доброжелательно относится к детям с умственной отсталостью, но понимает, что они нуждаются в создании специальных образовательных условий.

Позволю себе закончить пост цитатой из комментария одной мамы, которая прекрасно знает, о чем пишет: «Особенных детей будут учить особенные (то есть умеющие это делать) спецы. А такие у нас есть! А взаимодействовать с обществом... Родители, ау! Это ваша задача».

Добавлю: это наша общая задача – родителей и специалистов. Мы готовы к сотрудничеству!

Отдельная благодарность тем, кто поделился реальным опытом инклюзии в школах европейских стран. БОЛЬШОЕ СПАСИБО!

Tags: психолог
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Оформление инвалидности

    На днях на приеме была мама с ребенком с синдромом Дауна. Это заболевание, являющееся врожденной генетической аномалией, известно всем. Если я назову…

  • Одна особенная школа

    Обсуждение темы, где должны учиться умственно отсталые дети (как с синдромом Дауна, так и без него), не утихает. Многие, поняв, что речь идет не о…

  • Трудности облегченного типа

    Полезно ли ребенку с умственной отсталостью учиться в массовой школе? Не вредно ли ребенку с сохранным интеллектом учиться во вспомогательной?…

  • Инвалиды: далеко или близко?

    Каждый 11-ый россиянин – инвалид. Всего в России примерно 13 млн. людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, больше половины из которых…

  • Норма в психиатрии

    Любой человек считается психически здоровым (нормальным) до тех пор, пока не будут собраны доказательства болезненного характера изменений его…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 89 comments