Разрешите подвести итог.
Мне кажется, некоторое недопонимание возникло из-за того, что участники обсуждения подразумевали разные проблемы.
Я и подавляющее большинство тех, кто написал комментарии - категорически против любой дискриминации. Не только людей, но и всех живых существ. Мое глубокое убеждение - каждый должен иметь возможность прожить жизнь достойно. Ни о дискриминации, ни о резервации речь не идет. Все должны жить ОБЩЕЙ жизнью, однако между жизнью и школой неразумно ставить знак равенства.
Мы обсуждали только один аспект жизни - образование (обучение). Это первое.
Второе. Мы говорили о пациентах с УМЕРЕННОЙ степенью умственной отсталости! Поясню: слово «умеренная» не означает «незначительная». Умственная отсталость бывает 4-х степеней: легкая, умеренная, глубокая, тяжелая. В Международной классификации болезней они имеют соответствующие коды: F70, F71, F72, F73. Случай, описанный в посте - F71.
Понятие «когнитивные затруднения» очень широкое. Разумеется, в посте речь не идет о задержке умственного развития, о пограничной степени снижения интеллекта, о расстройствах аутистического спектра, и уж тем более - о гиперактивности при сохранном интеллекте. Само собой не подразумевались дети с нарушениями слуха, зрения, двигательной сферы и другими ограниченными возможностями здоровья. Все они могут и должны учиться в общеобразовательных школах. Мы обсуждали только типичный вариант СД!
В большинстве случаев (а описанный в посте случай вполне конкретен и типичен) у детей с СД интеллект снижен до умеренной степени, то есть IQ - ниже 50 (в нашем случае он равен 42). Это очень серьезный интеллектуальный дефицит. Ни с каким индивидуальным подходом и даже массивной поддержкой такой ребенок не может освоить образовательный стандарт «обычной» школы. На мой взгляд, поместить его в стандартный класс (а именно такую «инклюзию» может дать школа и хочет получить мама) - это создать для ребенка такие невыносимые условия, что его жизнь превратится в ад. Вот там как раз и начнется дискриминация...
Чтобы облегчить маме понимание ситуации, я предложила ей пойти работать в контору, где все говорят на китайском языке и выполняют трудовые операции, смысл которых ей непонятен. Более того – известно, что на следующий год фирма перейдет на японский язык, через год - на вьетнамский и т.д., не давая женщине шанса освоить хотя бы несколько фраз «прошлогоднего» языка. Мама искренне отказалась, сказав, что «ни за что не пошла бы работать при таких условиях», но так и не поняла, что это - полная аналогия положению его ребенка в обычной школе!
Специальные школы созданы для того, чтобы не было дискриминации! Дискриминация - это лишение ребенка права на развитие и обучение (и условия в обычной школе ему это лишение гарантируют). Специальные образовательные условия - это предоставление ребенку возможности овладеть доступными знаниями и навыками, это подготовка к жизни, это развитие познавательной сферы и т.д.
Никто не выступает за отделение одних от других! Помещение ребенка в категорически не соответствующие его возможностям условия это и есть его ЦИНИЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ от социума, призванное не только подчеркнуть его несоответствие возрастным нормативам, но и продемонстрировать необратимость этого несоответствия.
И последнее: мой пост - о типичном варианте синдрома Дауна с умственной отсталостью УМЕРЕННОЙ степени. Я не имела в виду редко встречающуюся мозаичную форму синдрома (до 2% пациентов), при которой умственной отсталости может и не быть. Мы обсуждали ТИПИЧНЫЙ и, подчеркиваю, конкретный случай, когда умеренная степень умственной отсталости (по устаревшим классификациям – имбецильность) подтверждена в результате исследования.
Большое спасибо ВСЕМ за обсуждение. Оно раскрыло новые аспекты проблемы и показало, что общество доброжелательно относится к детям с умственной отсталостью, но понимает, что они нуждаются в создании специальных образовательных условий.
Позволю себе закончить пост цитатой из комментария одной мамы, которая прекрасно знает, о чем пишет: «Особенных детей будут учить особенные (то есть умеющие это делать) спецы. А такие у нас есть! А взаимодействовать с обществом... Родители, ау! Это ваша задача».
Добавлю: это наша общая задача – родителей и специалистов. Мы готовы к сотрудничеству!
Отдельная благодарность тем, кто поделился реальным опытом инклюзии в школах европейских стран. БОЛЬШОЕ СПАСИБО!